Ветви христианства. Суть различий

Страница: 4/6

5. Протестантизм.

Протестантизм – наиболее сложная по своей структуре разновидность христианства. Католицизм представлен всего лишь одной церковью. Православие состоит из нескольких автокефальных церквей, довольно однородных по своему вероучению и устройству. Протестантизм же – это множество церквей и сект, которые серьезно расходятся между собой как по организации, так и по особенностям своего вероучения.

Протестантизм – это одна из трех главных христианских религий. Разделяя основные особенности развитой религии, т.е. веруя в бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир, сверхъестественное откровение и т.п., протестанты так же, как и католики, и православные, представляют себе бога в качестве триединого бога-отца, бога-сына и бога-святого духа. Иисуса Христа они отождествляют со вторым лицом этой Троицы. Все протестанты верят в богодуховность Библии.

a) Отличительные особенности протестантизма.

Вместе с тем протестантизм имеет свои особенности, отличающие его от православия и католицизма. Важнейшие из этих особенностей: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. Священное Писание является единственным и исключительным источником вероучения. Библия должна переводиться на местные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии – обязанность каждого верующего. Авторитет Предания в вопросах веры отрицается.

В отличие от католицизма и православия протестантизм считает, что сверхъестественная способность общения с богом присуща не только духовенству, но и всем христианам, независимо от того, миряне они или священники. Отсюда и вытекает протестантский принцип священства всех верующих. И этой своей сверхъестественной способностью люди обязаны исключительно личной, внутренней вере в Христа и в его искупительную миссию. Отсюда вытекает другой протестантский принцип, тесно связанный с первым, - принцип спасения личной верой. Протестанты порвали с католическим священным преданием – совокупностью постановлений церковных соборов и римских первосвященников (пап) – и вернулись к Священному писанию.

Из этих главных черт протестантизма следуют все другие его особенности. Отрицается единая для всех иерархическая структура церкви и верховной власти римского папы, т.е. в протестантизме отсутствует церковная иерархия. Демократическая структура церкви выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов церкви, где каждый может принять участие в обсуждении как материальных, так и богословских вопросов. Общины, или конгрегации, верующих автономны в принятии решений и в деятельности, они управляются избираемыми общим собранием на определенный срок консисториями (пастор, диакон и старейшины (пресвитеры) из числа мирян). Провинциальные консистории посылают делегатов на регулярно созываемый провинциальный синод. Протестантизм уравнивает всех людей перед богом: все в одинаковой степени перед ним греховны. Разница между ними только та, что одни обладают большей, а другие меньшей способностью к слепой вере. Эта способность непосредственно не зависит от их положения на церковной лестнице. Поэтому протестанты не признают за римским папой никаких преимуществ в делах веры перед рядовым католиком и считают, что хороший католик-мирянин лучше плохого папы.

b) Протестантское духовенство.

Протестантское духовенство и по внешнему виду, и по образу жизни, и по своим правам и обязанностям отличается от католического и православного. У протестантского пастора нет или почти нет специальных одеяний. У него нет и особых прав. Он лишь первый среди равных. Он подотчетен своей общине, которая устроена таким образом, что все члены общины имеют право голоса в ее делах, а иногда и в вопросах вероучения и культа. Причастие под двумя видами (хлебом и вином) распространяется не только на духовенство, как в католической церкви, но и на всех членов протестантской общины. У протестантского духовенства нет права исповедовать и отпускать грехи – права, которое самонадеянно присвоили себе католические и православные попы. Протестанты считают, что свои грехи каждый христианин должен сам замаливать перед богом. Спасение достигается не добрыми делами, а только и исключительно личной верой в Бога. Протестантский священник ведет такой же образ жизни, как и мирянин. Протестантизм не знает католического целибата – обязательного безбрачия духовного сословия. Божественной благодатью обладает не только духовенство (через епископское рукоположение), но и все верующие, каждый человек, уверовавший в искупительную жертву Христа. Этим устранялась граница между мирянами и духовенством, отпадала сама потребность в иерархии.

Протестанты поклоняются только триединому богу (у них нет культа святых и богоматери). Признавая рай и ад, протестанты не верят в католическое "чистилище".

Реферат опубликован: 10/03/2009