Дионисий

Страница: 20/25

Описание памятников Акро­поля Павсаний начинает от входа в Пропилеи. “Уже у самого входа в Акрополь находится Гермес, которого называют „Пропилейским", и хариты, которые, говорят, создал Сократ, сын Софрониска, о котором Пифия свидетельствовала, что он самый мудрый из людей .” (Павсаний, I, 22, 8). К группе этих статуй следует еще присоединить и статую трехликой “Гекаты у башни”. О ней в другом месте упоминал Павсаний: “Как мне кажется, впервые Алкамен создал Гекату в виде трех соединенных друг с другом статуй: афиняне называют Гекату ,,хранительницей крепости" (Эпипиргидией); она стоит у храма „Бес­крылой победы"” (Павсаний, II, 30, 2). Справа у Пропилеи, вблизи юго-западного крыла, находилась ниша, в которой, по-видимому, стояла статуя Гермеса, охранявшего центральный вход в Пропилеи.

О харитах, создание которых приписывалось Сократу, бывшему в юности скульптором, Павсаний рассказывает подробнее в другой книге. “В Афинах перед входом в Акрополь стоят хариты, и там их тоже три, и перед ними совершают таинства, присутствовать при которых не всем дозволяется .Сократ, сын Софрониска, изваял статуи харит. Все эти хариты одинаковы - все одеты. Но позднейшие художники, не знаю почему, изме­нили их вид, и в мое время как в скульптуре, так и в живописи харит изображали обнаженными” (Павсаний, IX, 35, 3 и 7).

Хариты у греков чтились как богини, раздающие всевозможные милости. В одной из элегий Феокрит писал:

Что может быть людям приятно,

Если харит с нами нет?

Всегда я с харитами буду.

(Феокрит, Идиллии, XVI, 108-109)

Эти богини несли людям радость, дарили им мудрость, храбрость и красоту. Любили они присутствовать на веселых пирах богов; без харит сами боги не начинают ни танцев, ни пира. Поэтому был обычай первую чашу поднимать за харит. В дар харитам приносили бескровные жертвы: зерно, вино, масло и шерсть. Тайный культ, которым чтили трех харит у Пропилеи, был связан с харитами как с божествами земледельческими, способствующими плодородию земли.

Создание скульптурной группы трех харит приписано Сократу по недоразумению. На афинской тетрадрахме три танцующие хариты были Знаком афинского магистрата по имени Сократа, В дальнейшем нетруд­но было отожествить этого Сократа со знаменитым философом.

Скульптурная группа Гекаты Эпипиргидии (“Охраняющей башню”) состояла из трех фигур. Одна из них держала два длинных факела, дру­гая - фиалу и факел, третья - сосуд для вина (энохою) и факел. Факе­лы и кувшины с вином - обычные атрибуты этой богини. Группы харит и Гекаты, поставленные у микенского бастиона, свидетельствуют, быть может, об их совместном культе, восходящем, вероятно, еще к древним временам.

В районе между Пропилеями и участком Артемиды Бравронии Пав­саний прежде всего увидел статую Леэны (“львицы”). По поводу этого памятника он сообщает хорошо известную в Аттике легенду: “Когда был убит Гиппарх . . . Гиппий подверг ее (Леэну) всяческим издевательствам, пока она не умерла, так как он знал, что она была подругой Аристогитона, и полагал, что она ни в коем случае не могла не знать его замысла. За это, когда Писистратиды потеряли свою власть, афинянами была воз­двигнута медная львица в память этой женщины, а рядом с ней стоит изображение Афродиты, как говорят, дар Каллия, творение рук Каламида” (Павсаний, I, 23, 1—2).

О героическом поведении Леэны возникали легенды. Плутарх пола­гает, что Леэна была посвящена в заговор Гармодия и Аристогитона, по­чему и была привлечена к допросу после их казни. “Во время допроса и требования назвать имена заговорщиков, еще не известных, она с изу­мительной твердостью хранила молчание. Она показала, что мужчины, любя такую женщину, не совершили ничего недостойного их. Афиняне захотели создать бронзовую львицу без языка, чтобы поместить ее в две­рях Акрополя. Гордое мужество зверя говорило о непоколебимой твер­дости Леэны, а отсутствие языка - об ее молчании и скромности” (Плу­тарх, Моралии, О болтливости, 8, стр. 505 ел.).73

Реферат опубликован: 6/11/2006