Догматическое богословие

Страница: 4/10

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 ( вариант № 2)

1. Благодать сохраняющая и возвращающая духовную жизнь. Ее действия.

“Жало же смерти грех; а сила греха - закон”, - говорит ап. Павел (1Кор. 15: 56). До принятия благодати крещения, до “облечения в Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 13: 14; Гал. 3: 27) наша природа несет на себе все последствия Адамова грехопадения и собственных преступлений, т.к. “все согрешили и лишены славы Божией” (Рим.3: 23). Своими силами через собственную “праведность” фарисея человек не может быть оправдан перед Богом, т.к. “кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем” (Иак. 2: 10), обличающая буква закона по своей природе - смертоносна (2Кор. 3: 6-7). Поэтому человек, двигающийся к Богу, оправдывается только через одно - через причастие к искупительному подвигу Христову, к исцеленной человеческой природе Иисуса. “Приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа”, - говорит Священное Писание (Рим. 5: 17). Принимая св. Крещение человек выходит из неизбежной схемы грех к закон к смерть (1Кор. 15: 56) или грехкк совесть к смерть для язычников (Рим. 2: 15).

Иисус Христос победил грех, разрушил смерть, упразднил закон (см. 1Кор. 15: 56). Путь обожения теперь открыт: “Я есть путь (грех), истина (закон) и жизнь (смерть); никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин. 14: 6). “Благодать и истина произошли через Иисуса Христа” (Ин. 1: 17) и через Него же и подаются (см. рис. 1).

“Термин “благодать” в смысле “силы”, даруемой свыше для святой жизни, мы встречаем во многих местах апостольских посланий (2Пет. 1: 3; Рим. 16: 20; 1Пет. 5:12; 2Пет. 3:18; 2Тим. 2: 1; 1Кор. 16: 23; 2Кор. 16: 23; 2Кор. 13: 13; Гал. 6: 18; Ефес. 6: 24 и др.). Ап. Павел пишет: “Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” (2 Кор. 13: 9)”[16].

Апостолы говорят о себе и братьях, как о “спасаемых” (1Кор. 1: 18), только находящихся в пути и “надежде” (Рим. 8: 24). Господь Своими энергиями “очищает” верных, чтобы “более принесли плода” (Ин. 15: 2). И спасение соделывается через взаимное содействие благодати Духа Святого и свободной воли человека: “кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15: 5). Об этом же говорит и ап. Петр: “от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия” (2 Пет. 1: 3) - с одной стороны, но и христиане должны “прилагать к сему всё старание” (2 Пет. 1: 5). Ап. Павел смещает акцент на благодать Господа Иисуса Христа, от которой зависит все в нашей жизни: “со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению” (Филип. 2: 12, 13).

Опыт подвижников свидетельствует о том, что всему доброму, что есть в нас мы обязаны благодати Божией и только: “Душа должна вместе с блаж. ап. Павлом взывать велегласно, вслух ангелов и человеков: “не я, но благодать Божия, которая со мною”. И апостолы, и пророки, и мученики, и иерархи, и преподобные, и праведные - все исповедали такую благодать Святого Духа”; “если он (христианин) не носит в сердце убеждения, что благодать Божия, за веру подаваемая, есть милость Божия ., если не с той целью подвизается он, чтобы получить благодать Божию . то тщетно он утруждает и измождает себя”, - говорит преп. Симеон Новый Богослов[17]. Благодать, действующая в человеке неизменно приносит многие плоды: “благодать Божия не только подает знание, что подобает делать, но ещё вдыхает в нас любовь, да сможем исполнить то, что познаем”, - гласит орос Карфагенского собора (IIIв.)[18]. “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.” (Гал. 5: 22-23); плод, взращиваемый “многими скорбями” (Деян. 14: 22) и “усилиями” (Мф. 11: 12).

Дух Святой действует в Церкви через Апостолов и их преемников и изливается в таинствах. Пастыри, отделившиеся от Церкви теряют благодать (Гал. 5: 4) и уже не могут преподать её по примеру апостолов: “Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа” (Евр. 13: 20-21; см. 1Фес. 5: 23; Рим. 15: 13).

2. Существенные свойства истинной Церкви Христовой. Святость.

Церковь - есть образ Пресвятой Троицы и представляет “собой тайну сущностного единства при ипостасном различии: она состоит из множества отдельных личностей-ипостасей, скрепленных единством веры и таинств. По слову ап. Павла “одно тело и один дух . один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (Еф. 4: 4-6)”[19].

Реферат опубликован: 23/07/2007