Евангельское учение о грехе

Страница: 2/10

2. зло нравственное – все, что противоречит в нравственной жизни воле Божией и что обыкновенно называется грехом» [27, с. 914, 915].

Исходя из данного определения можно заключить, что с позиции нравственности понятия «зло» и понятие «грех» тождественны.

Анализируя различные аспекты проблемы зла проф. Лосский В.Н., ссылаясь на мнения Отцов Церкви, делает вывод о том, что «зло не есть природа, но состояние природы … точнее, зло есть определенное состояние воли этой природы; это воля ложная по отношению к Богу. Зло есть бунт против Бога, то есть позиция личностная» [22].

По сути, развивая эту мысль, архимандрит Лазарь (Абашидзе) подчеркивает, что грех – это понятие религиозное и «применимо только к лицам, принимающим христианский закон, исповедующим веру в Бога и в силу этого находящимся в «ограде церковной». Кто же вне Церкви, тот и не способен осознать вполне своей греховности, увидеть всего своего падения, ужаснуться всей глубине своей зараженности смертельной болезнью, почувствовать все свое удаление от Бога, от истины» [21].

В православной литературе встречаются различные определения и описания понятия «грех». Некоторые из этих определений приведены в табл. 1.

Табл. 1

АВТОР

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Преподобный

Иоанн Лествичник

[17].

«Грех есть преступление закона, малое или великое, бывающее делом, или словом, или помышлением».

Святой

Иоанн Златоуст

[16, Том I, с. 6, 63].

«Зло – один только грех. Начало греха – гордость. Начало гордости – незнание Бога».

Святитель

Иоанн Тобольский

[18, с. 357].

«Величайшее зло для человечества есть его своеволие, противляющееся воле Божией».

Митрополит

Макарий (Булгаков)

[23, с. 486].

«Грех заключается в:

- гордости;

- неверии Богу;

- отступничестве от Бога;

- величайшей неблагодарности к Богу».

Митрополит

Филарет (Вознесенский)

[34].

«Грех есть духовная проказа, болезнь и язва, поразившая всю природу человека и душу и тело его. Грех повредил все три основные способности или силы души: ум, чувство (сердце) и волю».

Архимандрит

Лазарь (Абашидзе) [21].

«Грех – это нарушение христианского нравственного закона, это непослушание верующего слову Божию».

Протоиерей

Серафим Слободской

[28, с. 32].

«Грех, или зло есть нарушение закона Божия; беззаконие, или иначе сказать, грех есть нарушение воли Божией».

Священник

Григорий Дьяченко

[8, с. 10, 11]

«Грех есть:

А. Нарушение пресвятой воли Творца.

Б. Уклонение на сторону врага Божия – дьявола.

В. Ослепление ума, развращение воли, искажение совести».

Проф. Лосский В.Н.

[22].

«Зло имеет своим началом грех … корень греха – это гордость, которая есть бунт против Бога … корень греха – это жажда самообожения, ненависть к благодати».

Реферат опубликован: 29/03/2006