Евангельское учение о грехе

Страница: 5/10

Табл. 3

Мф. 15, 19

Мк. 7, 21, 22

§ злые помыслы;

§ убийства;

§ прелюбодеяния;

§ любодеяния;

§ кражи;

§ лжесвидетельства;

§ хуления.

§ злые помыслы;

§ прелюбодеяния;

§ любодеяния;

§ убийства;

§ кражи;

§ лихоимство;

§ злоба;

§ коварство;

§ непотребство;

§ завистливое око;

§ богохульство;

§ гордость;

§ безумство.

Естественно, что приведенный Господом нашим Иисусом Христом перечень грехов далеко не полный, да и евангелисты, по мнению толкователей [1, 3, 7, 10, 15, 16, 18, 20, 30] видимо, не ставили перед собой целью дать подробное перечисление всех грехов, упоминаемых Господом во время Его земной жизни – главное было показать их направленность, взаимосвязь с нашей греховной природой.

На невозможность счесть все наши скверные привычки, страсти, пороки указывает святитель Игнатий (Брянчанинов) [13], он акцентирует наше внимание на том, что Господь упоминает грехи только в связи с важностью нашего покаяния в них: «как первоначальная вера заключается в том, чтобы уверовать словам Божиим, так и первоначальное покаяние заключается в сознании своих согрешений и своей греховности, в сожалении о них, в принесении этих сознания и соболезнования посредством искренней исповеди и усердной молитвы пред лице Божие, с решимостью и обещанием оставить греховную жизнь, и принять в правило поведения евангельские заповеди» [13, т. 4, с. 13].

Места, где в Четвероевангелии упоминаются слова «грех», «грешный» и т.п. приведены в табл. 4.

Табл. 4

Мф.

Мк.

Лк.

Ин.

§ 6: 14,15 («прощайте, и будете прощены»);

§ 9: 2, 5, 6, 10, 11, 13 («исцеление расслабленного»; «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»);

§ 11: 19 («Иисус об Иоанне Крестителе»);

§ 12: 31 (о хуле на Духа Святаго»);

§ 18: 15, 21, 35 («о согрешающем брате», «сколько раз прощать брату моему?», «притча о немилосердном должнике»);

§ 26: 28 (Тело и Кровь Христовы»);

§ 27: 4 (самоубийство Иуды»).

§ 1: 4,5 («проповедь Иоанна Крестителя»);

§ 2: 5, 7, 9, 10, 15, 16, 17 («исцеление расслабленного», «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»);

§ 3: 28 («о хуле на Духа Святого»);

§ 4: 12 («почему Иисус говорит притчами»);

§ 8: 38 («все отвергнуть ради Иисуса»);

§ 11: 25, 26 («прощайте, и будете прощены»);

§ 14: 41 («молитва в Гефсимании»).

§ 1: 77 («песнь Захарии»);

§ 3: 3 («проповедь Иоанна Крестителя»);

§ 5: 8, 20, 21, 23, 24, 30, 32 («первые ученики», «исцеление расслабленного», «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию»);

§ 6: 32, 33, 34 («любите врагов ваших»);

§ 7: 34, 37, 39, 47, 48, 49 («Иисус об Иоанне Крестителе», «Иисус в доме Симона фарисея», «притча о двух должниках»;

§ 11: 4 («Отче наш»);

§ 13: 2 («покайтесь!»);

§ 15: 1, 2, 7, 10, 18, 21 («притча о пропавшей овце», «притча о потерянной драхме», «притча о блудном сыне»);

§ 24: 7, 47 («Христос воскрес!», «Иисус является Апостолам»).

§ 1: 29 («вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира»);

§ 8: 7, 11, 21, 24, 34 («Иисус и женщина, улученная в прелюбодеянии», «Я – свет миру»);

§ 9: 1, 3, 16, 24, 25, 31, 34, 40, 41 («Иисус исцеляет человека, слепого от рождения»);

§ 15: 22, 24 («если Меня гнали, будут гнать и вас»);

§ 16: 8, 9 («о приходе Утешителя, Духа истины»);

§ 19: 11 (« приговор Пилата»);

§ 20: 23 (Воскресший Иисус является ученикам»).

Места в Четвероевангелии, где упоминается слово «лицемерие» приведены в табл. 5. Основанием для выделения упоминаний слова «лицемерие» в отдельную таблицу явился тот факт, что фарисейское лицемерие по своей сути было богохульством на Бога. Так, по меткому выражению святителя Игнатия (Брянчанинова): «грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси, есть самый тяжкий грех, как грех принадлежащий собственно духам отверженным, и составляющий их отличительнейшее свойство» [13, т. 4, с. 82].

Реферат опубликован: 29/03/2006