Ислам - вера, образ жизни и закон Саудовской Аравии

Страница: 5/8

В то же время ни частичные изменения в религиоз­ном вероучении и культе, ни прогрессивные позиции не­которых религиозных деятелей в актуальных вопросах современности не затрагивают основных принципов ре­лигиозной идеологии, не оказывают существенного влия­ния на специфику иллюзорного отражения мира.

Религия никогда не оставалась неизменной, а посто­янно трансформировалась с ходом истории. Приспосаб­ливаясь к новым условиям, она умело обслуживала но­вые социальные структуры и таким образом сохраняла свое влияние на людей.

Ислам в Саудовской Аравии, как и все другие религии, постоянно испыты­вает на себе воздействие быстро меняющихся соци­ально-политических, культурных и других факторов общественной жизни. Богословы-модернисты нередко ссылаются на содержащееся в Коране указание о «бо­жественной» обновляем ости, изменяемости и совершен­ствовании его текста: «Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, говорится в Кора­не, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него» (2: 100) ', «мы заменяем одно знамение другим .» (16:103). Для оправдания своих модернистских уст­ремлений некоторые мусульманские богословы приво­дят хасид, который гласит: «В каждом веке в моей общи­не появится человек, который оживит религию Аллаха и Сунну». Это указание якобы дает им право согла­совывать вероучение и культ ислама с социально-эконо­мическими и политическими переменами в мире, вносить определенные новации в идеологию и практику мусуль­манского вероисповедания2.

Однако в течение веков эти изменения ограничивались обновлением второстепенных сторон культа ислама . Развитие капиталистических отношений в мусуль­манских странах вызвало необходимость ускорения пе­ресмотр старых религиозных догм и приспособления их к новым условиям.

' Первые цифры указывают на суру (главу) Корана, а вторые—­на соответствующий аят (стих). 2 Керймов Г. М. Ислам и его влияние на общественно-поли­тическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982, с. 8.

В настоящее время процесс обновления, наблюдающийся в исламе, приводит к значи­тельным изменениям в его вероучении, к трансформа­ции, к переоценке «мусульманского» взгляда на многие явления окружающего мира.

Дальнейшее «обновление» исламского миропонима­ния происходит в период империализма. Привлекает внимание появление в это время множества религиоз­ных сект, возникающих на основе «теоретических и практических» реформ в религиях, стихийно отражаю­щих необходимость социально-экономических и полити­ческих преобразований в обществе. Объективной же ос­новой эволюции религии являются сдвиги, наблюдаю­щиеся в общественном бытии и сознании масс. Это еще раз подтверждает правильность марксистского положе­ния о том, что «с каждым великим историческим пере­воротом в общественных порядках происходит также и переворот в воззрениях и представлениях людей, а зна­чит и в их религиозных представлениях» '.

Если этот процесс происходит в антагонистическом обществе, то религиозная идеология начинает служить интересам нового господствующего класса. Например, созданная в 40-х годах XIX века мусульманская секта бабитов, будучи обновленной формой шиизма, вызван­ной к жизни возникшими капиталистическими производ­ственными отношениями, выражала интересы форми­рующейся иранской буржуазии. Бабиты критиковали

.власть крупного духовенства и феодалов, феодальную форму собственности, проповедовали участие женщин в производстве, требовали сокращения и упрощения рели­гиозных ритуалов (намаз, ураза и др.), мешающих про­цессу производства, утверждали, что ислам нуждается в усовершенствовании, обновлении, что новая воля отме­няет «проявление предыдущей».

Во второй половине XIX века после разгрома иран­скими феодальными правителями бабизма его уцелев­шие последователи во главе с Мирзой Хусейном Али (1817—1894) по прозвищу Беха-улла образовали секту бехаитов, отказавшуюся от всех демократических эле­ментов, присущих движению бабитов. В этом проявился страх буржуазии перед размахом выступлений народ­ных масс против феодальных порядков. Бехаизм отра­жал интересы реакционной торговой буржуазии. Беха-улла, будучи буржуазным идеологом, проповедовал, что «рабочие не должны возмущаться и бунтовать», призы­вал к смирению и отказу от классовой борьбы. «Не сле­дует никому противиться тем, которые правят рабами бога»,— писал он в священной книге бехаитов — «Ки-таб-е-Акдес». Он выдвигал надклассовую и космополи­тическую идею о всемирном братстве эксплуататоров и эксплуатируемых, упрощал и сокращал религиозные об­ряды (омовения, намаз), вместо пятикратного допускал трехкратный намаз, упразднял некоторые религиозные праздники, чтобы верующие имели возможность участ­вовать в производстве, восхвалял буржуазный образ жизни и т. д. Бехаиты проповедовали экуменизм и веро­терпимость, за что их ненавидели и сунниты, и шииты, считая немусульманами.

Реферат опубликован: 29/12/2006