Ислам и экономика

Страница: 6/9

Главное отличие подобной экономики богословы видят прежде всего в том, что она основана на «сверхъестественном», «божественном» источнике — на вере в Аллаха, «наградившего человека способностью различать добро и зло и нести ответственность за свои действия», а также «на вечных ценностях». охраняющих права человека и постоянно напоминающих ему о долге перед Аллахом, перед самим собой и обществом».

Новый исламский международный экономический порядок (НИМЭП).

Не будучи в состоянии не откликнуться на борьбу развивающихся стран за ликвидацию наследия колониализма, на требование перестройки международных хозяйственных связей на основе более равноправных и взаимовыгодных отношений с развитыми капиталистическими государствами, идеологи Лиги с конца 70-х годов приступили к созданию доктрины «нового исламского международного экономического порядка», при котором, по их утверждению, «будут учитываться как материальные, так и духовные интересы людей» . В основе такого учета «будут лежать фундаментальные принципы ислама», «контролирующие и ограничивающие эгоистичные устремления одних людей» и «не ущемляющие желания и цели других». Стремясь придать доктрине НИМЭП «универсальный», «всемирный» характер, теоретики Лиги снова обращаются к телеологической концепции мира, согласно которой «человечество имеет единое божественное происхождение» и в своих действиях должно руководствоваться «определенными истинами в форме нескольких религиозных доктрин»: «о единобожии, божественных откровениях, переданных через пророков, последним из которых был пророк Мухаммед».

С разработкой и реализацией доктрины НИМЭП идеологи Лиги связывают также разрешение проблемы голода, остро стоящей во многих странах Азии и Африки. Подчеркивается, что «для удовлетворения потребности развивающихся стран в продовольствии необходимо составить точное представление о площади пахотных земель, запасах водных ресурсов и на основании этих данных выработать план производства сельскохозяйственной продукции». Предполагается особое внимание уделить аграрным проблемам Судана, Турции, Пакистана, Бангладеш и др. Успешная реализация в этих государствах планов подъема сельского хозяйства, по мнению пакистанского идеолога доктора Викара Хамдани, возможна лишь в том случае, если «финансирование этих планов возьмут на себя нефтедобывающие страны, как это сделала, например. Саудовская Аравия, согласившись оплатить сельскохозяйственные проекты Судана». В целом же, учитывая стремление развивающихся стран к упрочению политической независимости и экономической самостоятельности, лидеры Лиги, представляющие интересы буржуазно-помещичьих кругов, стараются придать исламской модели международного экономического сотрудничества относительно гибкий характер. Пытаясь обеспечить ей популярность среди народных масс, они провозглашают в качестве субъектов этого порядка «людей всего мира», создавая видимость общечеловеческого и бесклассового характера НИМЭП.

«Универсальная модель экономического развития, основанная на божественном откровении», «на великих принципах ислама», по словам саудовского идеолога Мааруфа ад-Давалиби, «будет отвечать интересам всех народов», живущих как в «отсталых аграрных», так и в «развитых промышленных странах». Она поможет «уничтожить барьеры, существующие между нациями, сделает справедливыми торговые отношения», — считает еги петский профессор Фарид Вагди. «Отличительной чертой НИМЭП, — утверждает иорданский идеолог Ахмад Сакр, — будет деятельность беспроцентных исламских банков, основанных на запрете риба».

Как полагает Викар Хамдани, «Международный валютный фонд должен предоставлять развивающимся странам долгосрочные кредиты вместо практикуемых ныне краткосрочных». А для ликвидации неравноправного положения этих государств при осуществлении международных кредитно-торговых операций он предлагает создать Исламский коммерческий банк. Необходимость его учреждения объясняется тем, что «коммерческие банки развитых стран, через содействие которых осуществляется как экспорт сырья и полуфабрикатов из мусульманских стран в развитые, так и импорт из последних машин и готовой продукции, получают значительную банковскую прибыль и, кроме того, предоставляют нуждающимся мусульманским странам займы по крайне высокой процентной ставке».

Реферат опубликован: 23/06/2009