История масонства. Попытка демифологизации

Страница: 11/33

Следствием популярности масонства, благодаря которой все больше и больше англичан вступало в новый Орден, стала "всеобщая, объединяющая всех людей религия, состоящая в обязанности каждого быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, связать музами искренней дружбы людей разного вероисповедания".

Поскольку масонство приобрело форму организации, понадобилось принять устав. Им явилась книга конституций 1723 года, опубликованная Дж. Андерсеном. В конституции излагались условия вступления в ложу, права и обязанности "вольных каменщиков", нормы поведения в ложе и вне ее, взаимоотношения между начальниками и подчиненными.

Таким образом, первый масонский устав провозглашал лояльность к феодальному строю, веротерпимость, религиозность, санкционировал деление людей на "достойных". Провел разграничения между избранными братьями и остальной массой — профанами. Братья занимались не только созерцательной деятельностью, проводя ее в беседах, спорах, но также и практической деятельностью: благотворительность составляла основное ее предназначение.

После учреждения Великой Ложи Англии, начался бурный рост масонства. В 1724 году в подчинении Великой Ложи Англии находились 52 ложи. В 1725 году возникает ложа в Париже., в 1728 году — в Мадриде, в 1729 году — в Гибралтаре, в 1733 году — в Гамбурге, в 1735 году — в Гааге и Стокгольме, в 1738 году — создается польская ложа.

Влияние на масонские ложи великосветского элемента проявилось в усложнении первоначального ритуала — в появлении парадных костюмов, пышных церемоний, театральных процессий. Но главное существенное изменение ритуала заключалось в появлении новых масонских степеней или званий. От старого учения были унаследованы степень ученика и рабочего (мастера). Со временем степень Мастера отделилась, благодаря чему возникла система 3-х степеней со специальным для каждой степени посвящением.

Как уже утверждалось ранее, масонство по своему идеологическому характеру остается везде одинаковым, оно не поддается изменению (как, например не существует японской или немецкой математики, математика везде одна и та же). То же дело касается и масонства. Однако, национальные, культурные, религиозные особенности общества, а также изобретательность отдельных лиц, накладывают на его формы и организационное строение.

Отсюда появляется целый ряд систем и повиновений, отличающихся названиями, количеством степеней посвящения. Обрядностью. Каждую систему ее создатели и руководители считали единственно правильной, называя другие ненастоящими, порчеными. Истинность систем определялось по преимуществу количеством градусов посвящения — чем выше градус посвящения, тем достойнее брат. Таким образом, установились вертикальная масонская иерархия. Она характерна не пышными названиями степеней, а сложностью подчинения нижестоящих вышестоящим братьям.

Сначала английские масоны учредили 3 степени посвящения: ученик, подмастерье и мастер. Эти степени образуют иоанновское или символическое (голуб) масонство[6].

В соответствии со степенями учреждаются и ложи 3-х видов: ученическая, подмастерьев и мастеров. Нижестоящие братья не допускаются в ложи высших степеней посвящения, в то время как вышестоящие посещают и контролируют ложи низших степеней. Таким образом, в масонстве достигается единство воли и железная дисциплина.

В каждой системе "братья" различных степеней отличаются друг от друга своими регалиями: фартуками с изображением соответствующей символикой, нагрудными лентами, перчатками, медалями. Чем выше степень, тем искуснее и богаче масонские наряды, т.к. все эти атрибуты способствуют чинопочитанию, и создает у "братьев" возвышенный психологический настрой.

Реферат опубликован: 6/11/2007