История масонства. Попытка демифологизации

Страница: 33/33

Приложение 3

Устройство храма зиждется на принципах симметрии, которые должны тщательно соблюдаться архитектором. Они обусловлены пропорцией в αυαλογια. Пропорция есть соответствие между частями и целым. Отсюда получаются принципы симметрии. Без симметрии и пропорции не может быть принципов устройства храма, то есть, если нет точного соотношения между его частями, каковое существует в хорошо слаженном человеке. Потому что человеческое тело сформировано Природой, что лицо от нижних корней волос надо лбом до подбородка занимает десятую часть всего его роста. То же самое для кисти от запястья до кончика среднего пальца, для головы от макушки до подбородка — восьмую часть, для шеи и плеч от верха груди до низших корней волос — шестую часть, от середины груди и до макушки — четвертую. Если рассмотреть размер лица, расстояние от нижней части скулы до ноздрей равно расстоянию от последней точки до линии между бровей. Отсюда до нижних корней волос — треть длины всего лица, включая лоб. Длина стопы — шестая часть высоты тела, длина предплечья — одна четвертая, ширина груди — тоже одна четвертая. Другие члены тоже имеют свои симметричные пропорции, которые использовались знаменитыми художниками и скульпторами античности.

Сооружения Дионисийскими Строителями здания были и в самом деле "проповедями в камне". Даже непосвященные, которые не были способны полностью оценить космические принципы, заложенные в этих произведениях человеческого гения и мастерства, переполнялись чувством величия и симметрии, возникавшим из совершеннейшего соотношения между колоннами, сводами, арками и куполами. Варьируя размеры, материалы, расположение украшений и цвета, строители преследовали цель вызвать в наблюдателе определенную умственную или эмоциональную реакцию. Витрувий, например, описывает расположение бронзовых ваз в комнате, которое приводило к определенному изменению в тоне и звучании человеческого голоса. Подобным же образом каждая комната, через которую проходил посвященный в Мистерии, имела свою акустику. Так в одном зале голос жреца усиливался до такой степени, что казалась вибрирующей вся комната. В другом помещении голос утихал и смягчался так, что звучал, как серебряный колокольчик. В некоторых подземных переходах кандидат как будто лишался голоса, потому что, несмотря на то, что он почти кричал, до него доносился едва ли не шепот собственного голоса. Однако, пройдя несколько шагов, он обнаруживал, что самый тихий его вздох превращается в рев.

[1] Мистерии — тайные культовые обряды в религиях древнего мира, к которым допускались лишь посвященные, а также религиозные процессии с элементами представления в восточных религиях, обряды, исполняемые в масонских ложах.

[2] В масонских ложах

[3] Рая, царство Эдема Астреи.

[4] колонны

[5] созерцательный

[6] Численно преобладающая часть любого ордена, массовая опора его руководящей верхушки.

[7] Период национально-освободительного движения под руководством Дж. Гарибальди.

Реферат опубликован: 6/11/2007