История православия на Руси

Страница: 6/8

Мы видим, что торжество Владимира над Ярополком сопровождалось торжеством язычества над христианством, но это торжество не могло быть продолжительно:русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одной из религий, имевших место в Юго-Восточных областях Европы, тем более с христианством; ревность Владимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукра­шенных кумиров, частые жертвы проистекали из желания поднять язычес­тво, дать ему средства что-нибудь противопоставить другим религиям, подавляющим его своим величием; но эти самые попытки, эта самая рев­ность и вела прямо к падению язычества, потому что лучше всего пока­зывала его несостоятельность. У нас на Руси, в Киеве, произошло то же самое, что в более обширных размерах произошло в Империи при Юли­ане: ревность этого императора к язычеству более всего способствова­ла окончательному падению последнего, потому что Юлиан истощил все средства язычества, извлек из него все, что оно могло дать для умст­венной и нравственной жизни человека, и тем самым резче всего выка­залась его несостоятельность, его бедность по сравнению с христианс­твом. так обыкновенно бывает и в жизни отдельных людей, и в жизни целых обществ, как иногда самые страстные ревнители вдруг неожиданно покидают предмет своего поклонения и переходят на вражескую сторону, которую защищают с удвоенной ревностью, это происходит оттого, что в их сознании истощились все средства прежнего предмета поклонения.

Глава III.

Владимир пытался предотвратить распространение христианства на Руси путем создания интернационального языческого пантеона во главе с Перуном, олицетворявшим новые социальные отношения раннефеодально­го общества. Но эта попытка оказалась неудачной. За ней последовали: разрушение созданного пантеона и официальная христианизация.

Это событие было ускорено ходом политическиё взаимоотношений между Русью и Византией в конце 80-х годов в. Для борьбы с очеред­ным мятежником Вардой Фокой, пославшим сесть на императорский трон и обладавшим большими силами, император Василий II обратился к князю Владимиру за великой помощью, не скупясь при этом на обещания. Важ­ным условием договора, по которому был послан в распоряжение импера­тора шести тысячный русский отряд, были, по сведениям арабского христианского историка ХI века Антиохийского женитьба "царя руссов" Владимира на сестре Василия Анне и принятие Владимиром и его страной христианства. Это соглашение могло быть заключено зимой 987/88 г.г. После победы над мятежником императору пришлось выполнять договор и отдать сестру - царевну за киевского великого князя, чтобы добиться выполнения условия договора, князю Владимиру пришлось осадить и взять в 989 г. принадлежавший Византии в Крыму город Корсунь (Херсо­нес) с епископской кафедрой. "Повесть временных лет" говорит о том, что Владимир решил принять крещение, если удасться взять Корсунь, и потребовал выдачи царевны после этого успеха, угрожал в противном случае и Константинополю. Однако, этому противоречат свидетельства "Памяти и похвалы" Иакова Мниха, автора ХI в. Он говорил, что Влади­мир крестился " в десятое лето по ученью своего брата Ярополка", ко­торое произошло в 978 г., а после крещения жил еще 28 лет. Это ука­зывает, следовательно, на 987-988г.г., что подтверждается и ссылкой на то, что на третий год после крещения (т.е. в 989/90) он взял Кор­сунь.

При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь патрона императора Василия II - Василия Великого. Что касается кре­щения киевлян, то источники также дают противоречивые сведения о его времени. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи обосновыва­ют и более ранние и более поздние даты, в частности 990г. (О.М.Рапов "О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами"). По "повести временных лет", крещение киевлян происходило в Днепре, по "Житию Владимира" - в притоке Днепра реке Погайне. После возвращения Владимира из Корсуня в Киеве появилось очень много корсунских и кон­стантинопольских священников.

Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображе­ний некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах,где стояли языческие идолы и храмы. Так, на холме в Киеве, где стоял идол Перуна, была воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию Великому. Под Нов­городом, В Перыне, где находился языческий храм, была построена цер­ковь Рождества. По сообщению "Повести временных лет", Владимир начал строить в городах церкви, назначать священослужителей "и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам".

Реферат опубликован: 9/09/2009