История религии России

Страница: 1/7

Свет Христовой Истины и новой жизни во Христе возсиял для русского народа тысячу лет назад.

Десять веков Русская Православная Церковь соборно славит Творца, совершает из рода в род спасительную проповедь Божест­венного учения.

Увенчанный Крестом, символом победы жизни над смертию, храм православный представляет перед нами как дом молитвы . Создание рук человеческих, он заключает в себе ту же тайну, которую хранит и Вселенная, созданная и Творцом.

"Храм - это селение славы Божией, храм - это небо на зем­ле ." В нем собор верующих окружен собором святых, образы об­разы, которых мы видим в росписях и на иконах. В этом единстве видимого и невидимого полнота Црекви, ее крепость и сила.

Храм - хранитель тысячелетней истории Русской Православ­ной Церкви и истории Русской святости. Молитвами и трудами святых и праведников, подвижников и угодников Божиих, в земле Росийской просиявших, утверждалась, укреплялась и возрастала Русская Церковь. Каждый из них отмечен особой Божией благо­датью, каждый нес в себе добродетели и лучшие национальные черты нашего народа .

Но перенесемся мыслью на века назад и увидим, как наши праотцы принимали во сердце Христа. Вот как повествуют об этом древнерусские летописи: " Киевский князь Владимир возгорелся духом, чтобы быть христианином. И вошел в святую купель, и возродился от Духа и воды, во Христе крестившись .

став сыном нетления ." Это совершилось в 988 году в Корсуни, первом городе нашей земли, принявшем крещение еще в апостольские времена.

" И сошлось людей без числа: вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь , малых держа на руках. Священники же стояли, творя молитвы . Владимир же рад был, когда познал Бо­га сам и люди его, и воззрев на небо изрек: "Боже, сотворивший небо и землю ! Прими этих новых людей ." Днепр стал крестильную купелью для нашего народа. Так сбылось пророческое предсказание апостола Андрея Первозванного, еще на заре христианства провидевшего будущее Киевской земли: " Видите ли горы эти ? " На этих горах возсияет благодать Божия и встанет великий город, и церкви многие воздвигнет Бог ".

В той сложной иерархии государств, которую представлял собой средневековый мир, Русь после крещения заняла новое, высокое место. Совершенно по-новому, более широким потоком вливаются и глубже проникают в жизнь христианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные-римские и эллинские-начала, хранительни­цей которых была Византия, открываются Руси вместе с восприня­тым из Византии христианством. С ним Русь воспринимает из Ви­зантии первоосновы богословской и философской мысли , первые элементы образованности , литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того про­цесса, который возвысив Русь, подготовил ее к принятию велико­го христианского наследия, а позднее, после падения старой им­перии, поставил Московское царство во главе православного ми­ра. Тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве был сооружен в первой половине XI века в период расцвета Киевской Руси при великом князе Ярославе Мудром.

О Софии Киевской первый русский митрополит Илларион писал: " .(Ярослав) создал Дом Божий великий и святый. Цер­ковь сия заслужила удивление и славу всех окружающих народов ". Здесь митрополит Илларион обратился к православному народу со своим знаменитым "Словом о законе и благодати ", здесь при­нимали послов, у храма собирались киевские народные веча, здесь писалась древнерусская летопись и была собрана первая в Древней Руси библиотека, здесь до сегоднешнего дня сохранились гробницы святой равноопостольской княгини Ольги и самого хра­моздателя - Ярослава Мудрого.

Реферат опубликован: 28/09/2006