История религии России

Страница: 4/7

В канун Куликовсой битвы, перед лицом грядущих испытаний преподобный Сергий молился в созданной им Лавре у иконы Живо­начальной Троицы о ниспослании помощи Божией. Он провидел по­беду над врагом. Благославляя князя Дмитрия на битву с ордын­цами, он дал ему в помощь двух своих иноков - Пересвета и Ослябю. Битва пришлась на 8 сентября 1380 г. , в день, когда Русская Православная Церковь празднует Рождество Богородицы. На поле Куликовском встретились две всемирно исторические си­лы: русская созидательная , исповедующая нравственные начала Православия, и разбойничья ордынская, основаннная на насилии, на философии хищного зверя.

Но " не в силе Бог , а в правде ". Русские, крепкие верой и осознанной правдой Божией, посекли мамаеву рать. Победа на Куликовом поле имела и общемировое значение. Она открывала путь к возрождению Русского народ, возвращала Православную Русь,окрепшую в своем сознании и назначении, в число великих самостоятельных держав, влиявших по произволению Божиему, на ход всемирно-исторического процесса.

Свержение татаро-монгольского ига вызвало национальное и культурное возрождение Руси. Русская Православная Церковь при­няла в этом самое деятельное участие.

В XIV-XV веках на русский язык были переведены творения виднейших святых отцов и учителей Восточно христианской Церкви : Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Лествичника, Иссаака Сирина, и других.

Достигло расцвета и творчество генияльных иконописцев: Даниила Черного, Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева. В древней Руси христианское отношение художника к творчеству создавало особый тип иконописца, для которого иконопись была средством выражения личного духовного опыта . Иконописание особенно широко было распостранено среди монахов. Иконописец становился как бы проповедником воли Божией, которая приобщает нас Горнему миру через красоту Святого Образа. Написание иконы

- есть Богослужение, которое сопровождаестя строгим постом и непристанной молитвой. Когда в древнем монастыре писалась ико­на молилась вся братия монастыря. Только так могли явиться ми­ру Троица и Спас Звенигородский преподобного Андрея Рублева.

В середине XV века над Вселенской Православной Церковью навис призрак римской унии. Под давлением обстоятельств восточные иерархи подписали Флорентийскую унию на условиях продиктованных папским Римом. Русская церковь свято храня чистоту своей Православной веры, отвергла ее 15 декабря 1448 года. Собор русских епископов впервые независимо от Констати­нополя избрал метрополитом Московским и всея Руси епископа Ря­занского и Муромского Иону. После падения Византийской империи и после захвата ее турками Константинополя Русская православ­ная Церковь, будучи самой большой и значительной среди Пра­вославных Церквей, стала естественным оплотом Вселенского Пра­вославия.

Памятником самосознания стала вся русская культура того времени, с его соборами, монастырями, палатами, соборной живо­писью. Символом Русской Церкви становится в это время Успенский Собор, заменивший в православном сознании вселенскую Святую Софию. "То было в белокаменной Москве, на Святой Руси ."

История Москвы, по слову старца Филофея,- " Третьего Рима " - история Московского царства XV-XVI веков- это история уни­кальной христианской цивилизации с уникальной православной культурой, сокрушенной в XVII веке церковным расколом и рефор­мами Петра I

Духовная жизнь русскаго Православия продолжела разви­ваться, прибавляя к собору русских святых новые лики.

Конец XV начало XVI веков ознаменовались явлением двух великих подвижников, почитаемых Русской Павославной Церковью,- преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нили Сорского.

Реферат опубликован: 28/09/2006