История Рождества

Страница: 8/10

По материалам: "Домовой" приложение №2, ноябрь 95г

По материалам газеты "Благовест"

По материалам "Бурда" 12.89

Рождество Христово - один из самых светлых христианских праздников. На Руси Рождество всегда отмечалось с особым благоговением.

В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы . Ставили под образа, на сено. Почему? А будто - дар Христу. Ну . будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла . Первая звезда, а вон - другая . На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды большие, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо серебро . В Кремле ударят, - древний звон, степенный, с глухотцой. А то * тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца - начала . - гул и гул. .Звездный звон, певучий, - плывет, не молкнет; сонный звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество. Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый . - и почему-то видится кроватка, звезды. Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови Свет Разума .(И. С. Шмелев)

Божественный Младенец родился в Вифлееме, куда Пресвятая Дева Мария и обрученный ей мужем Иосиф отправились из Назарета на перепись населения, объявленную римским императором Августом. Дома, постоялые дворы и гостиницы в Вифлееме были переполнены народом, явившимся на перепись, и Марии с Иосифом нашлось укрытие только в пещере-вертепе, куда пастухи в непогоду загоняли стада. Там и появился на свет Спаситель мира и, спеленутый, положен был в ясли на солому.

Событие это сопровождалось чудесными знамениями: В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях (Лук. 2, 8*16).

В ту же ночь волхвы (мудрецы, маги, астрологи), шедшие из Вавилонии или Месопотаии, увидели в небе на востоке новую звезду-знак родившегося Царя Иудейского - и последовали за ней, чтобы поклониться Ему.

И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и подошли поклонились Ему; И открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Матф. 2, 9*II). Таково евангельское свидетельство о рождении Иисуса Христа.

Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6-го на 7 января по новому стилю, католическая - 25 декабря. Вечер 6 января - Рождественский сочельник, канун, навечерие Рождества, называемый также коляды. Сочельник, или сочевник, получил название от «сочиво» - ритуального кушанья, обязательного для этого вечера, приготавливаемого из сока миндального, макового с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже - риса. Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая «кутья», была разной по составу. Так, рождественскую кутью готовили постной. Ее приготавливали с соком, или молочком маковым, миндальным, ореховым, конопляным с добавлением меда и измельченных ядер грецких, лещинных орехов, миндаля, растертого мака. На второй день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью. В древности был обычай навещать дом, в котором появился новорожденный, а в числе даров приносить бабкину кашу и бабкины пироги. В отличие от рождественской постной йутьи бабкину готовили «богатой». На поминках подавали постную поминальную кутью - коливо. Кстати, ржаную или пшеничную соломину, стебель и колос в древности называли коливо. Отсюда, возможно, и название кутьи, так как старообрядцы, например, готовили ее только из красной пшеницы. Этот обычай сохраняется и по сей день.

Реферат опубликован: 26/12/2009