История русского христианства

Страница: 2/7

Я буду придерживаться первого взгляда на начало русской исто­рии.

Глава I.

Задолго до нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зо­вут " отцом истории ", посетил северные берега Черного моря; верным взглядом посмотрел он на страну, на племена, в ней живущие, и запи­сал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа страны. Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одно другим, образовалось могущественное государс­тво, но явление замеченное Геродотом остается в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям.

" По четырем главным речным системам Русская земля делилась в древности на четыре главные части: первую составляла озерная область Новгородская, вторую - область западной Двины, т.е. область Кривская или Полоцкая, третью - область Днепра, т.е. область древней, собст­венно, Руси, четвертую - область верхней Волги, т.е. область Ростов­ская "(0 С.М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 " Мысль").

Более полное описание племен, обитавших на территории древней Руси, можно найти у Н.М. Карамзина ( Н.М. Карамзин " Предания веков " (c) 1988 " Правда ") ; он пишет: " Многие славяне, единоплеменные с лехами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевс­кой губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем лехов, основате­лей государства польского. От сего же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жили­ще на берегах Сожа в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калуж­ской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от лесной зем­ли своей, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бу­гу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор карпатских; северяне, соседы полян, на берегах Десны, семи и су­лы, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припятью и Двиною западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними поло­чане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после рождества Христова основали Новгород."

Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на народный характер. Об этом говорил С.М. Со­ловьев ( С.М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 " Мысль ") в своих сочинениях. Он считал, что " Природа роскошная с лихвою воз­награждающая и слабый труд человека, усыпляет деятельность последне­го, как телесную, так и умственную . Природа более скудная на свои дары . держит человека всегда в возбужденном состоянии: его дея­тельность не порывиста, но постоянная; постоянно работает он умом, неуклонно стремится он к своей цели; понятно, что народонаселение с таким характером в высшей степени способно положить среди себя креп­кие основы государственного быта, подчинить своему влиянию племена с характером противоречивым ". С другой стороны, щедрая природа разви­вает в народе чувство красоты, здесь господствует стремление к ис­кусству, в таком народе женщина не может быть исключена из общества мужчин. Но сред природы относительно не богатой, чувство изящного не может развиваться с успехом; при таких обстоятельствах характер на­рода является более суровым, склонным более к полезному, чем к при­ятному. Все это приводит к исключению женщины из общества мужчин, что разумеется приводит к еще большей суровости нравов. Все сказан­ное прилагается в известной мере к историческому различию в характе­ре южного и северного народонаселения Руси.

Что касается быта славянских восточных племен, то начальный ле­тописец оставил нам о нем следующее известие: " каждый жил своим ро­дом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим " ( В.Н. Татищев " История Российская ", т.2) . Славяне жили в деревянных из­бах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга, и часто пере­меняли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствиями беспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, и от нашествия чуждых народов. Вот почему славяне вели тот образ жизни, о котором говорит Маврикий: " У них недоступные жилища в лесах, при реках, озерах, болота; в домах своих они устраивают многие выходы, на всякий опасный случай; необходимые вещи скрывают под землею, не имея ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники " ( С.М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 " Мысль ") .

Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной сторо­ны: при господстве физической силы человек слабый был существом са­мым несчастным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом сострадания. Религия восточный славян поразительно сходна с первона­чальной религией арийских племен: она состояла в поклонении физичес­ким божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям. Но следов героического элемента, так сильно развивающего ан­тропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это может означать, что между ними не образовывались завоевательные дружины под начальством вождей - героев и что переселение их совершались в родовой, а не в дружинной форме С.М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 " Мысль ") .

Реферат опубликован: 21/02/2008