История русского христианства

Страница: 5/7

Ольга была язычницей, но имя Бога Вседержателя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов христианства; могла из любопытства беседовать с церковными пастырями и, будучи одарена необыкновенным умом, увериться в святости их учения. "Как женщина Ольга была способнее ко внутреннему распорядку, хозяйственной дея­тельности; как женщина она была способнее к принятию христианства",

- считает С.М.Соловьев (С.М.Соловьев, Сочинения, кн.1).

По счету летописца в 955 году Ольга отправилась в Константино­поль и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевке. При крещении Ольга была наречена именем Елена. О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в извест­ных списках нашей летописи ни в иностранных источниках. Могло быть так, что Ольга отправилась в Царь-град язычницей, еще без твердого намеренья принять новую веру, была поражена в Константинополе вели­чием греческой религии и возвратилась домой христианкой.

Не одна надежда корысти могла привлекать Русь в Константинопо­ле, но и любопытство посмотреть чудеса образованного мира. Те кто приезжал из Константинополя приводили с собой массу впечатлений и рассказов, у других же разгоралось желание побывать там. После этого было бы страшно, если бы Ольга, которая считалась мудрейшей из лю­дей, не отправилась туда. Прежде всего в Константинополе ее внимание привлекло то, что резче всего отмечало греков от Руси - религия.

Есть известие, что Ольга еще в Киеве была расположена к христи­анству. Там она видела добродетельную жизнь исповедников этой рели­гии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве, но не исполнила своего намерения боясь язычников (В.Н.Татищев,"Исто­рия Российская",т.II). Опасность от язычников не уменьшилась для Ольги и в том случае когда она принимала крещение в Константинополе, утаить обращение по приезде в Киев было очень трудно. По возвраще­нии, Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианст­ва, но он и слышать об этом не хотел. Над принимавшими христианство начали смеяться в Киеве,следовательно, хотя и не было явного пресле­дования, однако, насмешки были уже знаком его начала и знаком усиле­ния христианства, чего обращение Ольги могло быть и причиной и след­ствием. Можно заметить, что новая религия начала принимать видное положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждеб­ное внимание выразилось насмешками. "Борьба началась: славянское язычество,принятое и руссами, могло противопоставить мало положи­тельного и поэтому должно было скоро преклониться перед ним, но христианство само по себе без отношения к славянскому язычеству вст­ретило сильное сопротивление в характере Святослава, который не мог принять христианство по своим наклонностям, а не по привязанности к древней религии", - писал С.М.Соловьев (С.М.Соловьев, Сочине­ния,1988).

Святослав много воевал, начал он с вятичей, одолел казар. Далее Святослав был с походом по Волге, а на обратном пути с востока Свя­тослав, говорит летопись, победил вятичей и наложил на них дань. С этого времени начинаются подвиги Святослава, мало относящиеся к на­шей истории.

После смерти матери Святослав поручил Киев своему сыну Яропол­ку, а другому сыну , Олегу, Древлянскую землю, где прежде властвова­ли ее собственные князья. В то же время новгородцы прислали к князю гонца с просьбой о том, чтобы Святослав дал им в правители своего сына. Ярополк и Олег не захотели принять над ними власть, но у Свя­тослава был еще третий сын, от Ольгиной ключницы Малуши, дочери Лю­банича Малька. Так Владимиру была дана власть над Новгородом.

Позже, Владимир с помощью хитрости,предательства и варягов, ов­ладел государством. Владимир, утвердив свою власть, изъявил отменное усердие к языческим богам. Он соорудил новый истукан Перуна и поста­вил его около "теремного двора" на священном холме, вместе с другими идолами. Здесь часто приносились человеческие жертвы и совершались другие обряды. Можно предположить, что Владимир таким образом хотел вымолить прощение за братоубийство, так как сама языческая вера не принимала таких злодеяний. Добрыня,посланный от своего племянника управлять Новгородом, также поставил на берегу Волхва, богатый идол Перуна.

Мы видим, что торжество Владимира над Ярополком сопровождалось торжеством язычества над христианством, но это торжество не могло быть продолжительно:русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одной из религий, имевших место в Юго-Восточных областях Европы, тем более с христианством; ревность Владимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукра­шенных кумиров, частые жертвы проистекали из желания поднять язычес­тво, дать ему средства что-нибудь противопоставить другим религиям, подавляющим его своим величием; но эти самые попытки, эта самая рев­ность и вела прямо к падению язычества, потому что лучше всего пока­зывала его несостоятельность. У нас на Руси, в Киеве, произошло то же самое, что в более обширных размерах произошло в Империи при Юли­ане: ревность этого императора к язычеству более всего способствова­ла окончательному падению последнего, потому что Юлиан истощил все средства язычества, извлек из него все, что оно могло дать для умст­венной и нравственной жизни человека, и тем самым резче всего выка­залась его несостоятельность, его бедность по сравнению с христианс­твом. так обыкновенно бывает и в жизни отдельных людей, и в жизни целых обществ, как иногда самые страстные ревнители вдруг неожиданно покидают предмет своего поклонения и переходят на вражескую сторону, которую защищают с удвоенной ревностью, это происходит оттого, что в их сознании истощились все средства прежнего предмета поклонения.

Реферат опубликован: 21/02/2008