История русского христианства

Страница: 6/7

Глава III.

Владимир пытался предотвратить распространение христианства на Руси путем создания интернационального языческого пантеона во главе с Перуном, олицетворявшим новые социальные отношения раннефеодально­го общества. Но эта попытка оказалась неудачной. За ней последовали: разрушение созданного пантеона и официальная христианизация.

Это событие было ускорено ходом политическиё взаимоотношений между Русью и Византией в конце 80-х годов в. Для борьбы с очеред­ным мятежником Вардой Фокой, пославшим сесть на императорский трон и обладавшим большими силами, император Василий II обратился к князю Владимиру за великой помощью, не скупясь при этом на обещания. Важ­ным условием договора, по которому был послан в распоряжение импера­тора шести тысячный русский отряд, были, по сведениям арабского христианского историка ХI века Антиохийского женитьба "царя руссов" Владимира на сестре Василия Анне и принятие Владимиром и его страной христианства. Это соглашение могло быть заключено зимой 987/88 г.г. После победы над мятежником императору пришлось выполнять договор и отдать сестру - царевну за киевского великого князя, чтобы добиться выполнения условия договора, князю Владимиру пришлось осадить и взять в 989 г. принадлежавший Византии в Крыму город Корсунь (Херсо­нес) с епископской кафедрой. "Повесть временных лет" говорит о том, что Владимир решил принять крещение, если удасться взять Корсунь, и потребовал выдачи царевны после этого успеха, угрожал в противном случае и Константинополю. Однако, этому противоречат свидетельства "Памяти и похвалы" Иакова Мниха, автора ХI в. Он говорил, что Влади­мир крестился " в десятое лето по ученью своего брата Ярополка", ко­торое произошло в 978 г., а после крещения жил еще 28 лет. Это ука­зывает, следовательно, на 987-988г.г., что подтверждается и ссылкой на то, что на третий год после крещения (т.е. в 989/90) он взял Кор­сунь.

При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь патрона императора Василия II - Василия Великого. Что касается кре­щения киевлян, то источники также дают противоречивые сведения о его времени. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи обосновыва­ют и более ранние и более поздние даты, в частности 990г. (О.М.Рапов "О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами"). По "повести временных лет", крещение киевлян происходило в Днепре, по "Житию Владимира" - в притоке Днепра реке Погайне. После возвращения Владимира из Корсуня в Киеве появилось очень много корсунских и кон­стантинопольских священников.

Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображе­ний некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах,где стояли языческие идолы и храмы. Так, на холме в Киеве, где стоял идол Перуна, была воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию Великому. Под Нов­городом, В Перыне, где находился языческий храм, была построена цер­ковь Рождества. По сообщению "Повести временных лет", Владимир начал строить в городах церкви, назначать священослужителей "и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам".

По словам историка Я.Н.Щапова:"распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жрецов, но и различных слоев населения" (Я.Н.Щапов "Церковь в древней Руси", политиздат 1989г.). Подтверждение этому можно найти у Татищева В.Н. (В.Н.Татищев, "Исто­рия Российская", Москва 1962г.),который исследуя летописные рассказы о крещении, приводит такие факты:метрополит Илларион Киевский приз­навал, что крещение в Киеве происходило по принуждению:"Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его ре­лигия была связана с властью". В других же городах замена традицион­ного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сох­ранилась легенда о введении том христианства епископом Иакимом Кор­сунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда "Путята крестил мечем, а Добрыня - огнем".

Христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку от Днепра, по Оке и Верхней Волге, даже в Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест,христианство распространялось очень слабо. В летописях есть известие о том, что в 992 г. князь Владимир с епископами на юго-запад, учил, крестил людей и в Червенской земле построил город, назвал его Владимиром и дере­вянную церковь Богородицы.

Вскоре после официального христианства на Руси была создана первоначальная организация Русской православной церкви в форме мет­рополии константинопольского патриархата. Ее возглавлял метрополит, присылавшийся из Константинополя и имевший свою резиденцию в кафед­ральном соборе св. Софии в Киеве. Кроме метрополита из Царьграда бы­ли присланы и епископы, кроме того Владимир привел с собой священни­ков из Корсуля и Анна привезла с собой своих священников. Но всего этого числа было недостаточно для крещения и обучения людей в Киеве и других местах, есть известие о том, что священослужители были призваны из Болгарии, многие епископы и даже метрополит Михаил были болгарами. Однако, даже большее количество призванных священников не могло удовлетворить потребности в них, надо было увеличить число русских священников, а это не могло произойти иначе,чем через специ­альное обучение. Такое обучение было внедрено сразу после всенарод­ного крещения в Киеве. Для этого, по свидетельству летописца, по приказу Владимира, у лучших граждан отбирали детей и раздавали учиться к священникам при церквях.

Реферат опубликован: 21/02/2008