История Русской Церкви

Страница: 6/7

Новые книги вызвали законный протест у большинства православного населения. В отличие от поправок начала века, большинство исправлений были совершенно бесполезны и крайне спорны, т.к. основывались на более поздних греческих текстах. При фактическом отсутствии улучшений текстов и порядка богослужений был внесен хаос в церковную службу и легковесное изменение устава подрывало веру прихожан в его значимость и осмысленность [3, c. 225].

Постепенно при усилении напора реформ усиливается и оппозиция. Число челобитных, посланий и др. произведений в защиту древнего устава увеличивалось с каждым днем. «Некоторые из них были значительными литургическо-богословскими сочинениями, методически и глубоко разбиравшими правку книг» [3, c. 262]. В «Слове на еретики» старец Спиридон Потемкин выдвигает аргумент о непогрешимости литургических текстов и священнодействий - «все бо святая суть и держание [истины] не пресечется ни на один час». Уже с древних времен аргумент от богослужебных текстов принимался в богословских спорах, и в этом Потемкин прав, но грань между деталями богослужения и догматами Церкви старцем явно не различается. По словам грамоты КПого патр. Паисия, написанной в ответ на запрос патр. Никона, «если случится, что какая-нибудь церковь будет отличаться от другой порядками, неважными и несущественными для веры . Это не должно производить никакого разделения, если только сохраняется неизменно одна и та же вера» [2, c. 157].

В большинстве трактатов так или иначе встает вопрос о принципиальной правомочности книжных исправлений. Если Москва - Третий Рим, то только её авторитет и предания значимы для вселенского православия. Духовное падение Москвы напрямую связано с эсхатологическими временами. Т.е. правка книг в угоду еретичествующему Западу и подозрительным вселенским патриархам является началом конца, сигналом к ожиданию близкого явления антихриста. Сама по себе любая идеология, как ряд идей, отчужденных от первоначального смысла, неизбежно имеет разрушительное действие для общества. И раскол с его катастрофическими последствиями стал следствием развития паразитирующей на народном благочестии идеологии «Москва - Третий Рим».

В уже упоминавшемся труде Никиты Добрынина (Пустосвята) основной упор делается на независимость русской церкви, в отличие от восточных церквей, находящихся под игом неверных. Поэтому чистота веры должна сохраниться именно здесь, что и подтверждало не одно поколение восточных патриархов. Подробный разбор правок приводит Добрынина к выводу об их бесполезности, т.к. зачастую они сведены единственно к замене некоторых слов на синонимы («Давыд»- «Давид»; «певцы» - «песнословцы»; «отроча рождаеши» - «деторождаеши» и пр.). Т.о. такая мелочная правка м.б. вызвана только сознательным вредительством по научению темных сил, стремлением внести «еретическую новизну». Распространенным аргументом в споре с «никонианами» стал довод о том, что русские святители и великие святые спасались, пользуясь старыми книгами. В ответ на это из уст патриархов и епископов на соборе 1667 г. Аввакум услышал поразившие его слова: «глупы-де были и не мыслили наши русские святые; неученые-де люди были, - чему им верить!» [3, c. 307]. Неудивительно, что после таких оскорблений русских святых русскими же епископами значительная часть церкви соблазнилась и ушла в раскол.

Обобщение многих идей раннего старообрядчества представлено в «Ответе Православных», написанном дьяконом Федором во время пустозерского заточения. Здесь в полной мере предстают все плоды идологии «Москва - Третий Рим». «Нигде несть такия правыя веры якоже в Московском государстве; аще и быша и ещё есть в иных землях вера христианская, но много с ересьми смешашася; а такия уже под солнцем веры несть, какова в русстей земли .» [3, c. 316]. Продолжая эти логические рассуждения, идеологи старообрядчества приходили к выводу о близости эсхатологической развязки - раз пал последний оплот правой веры, то и антихрист уже ходит по земле. Наиболее радикальные религиозные вожди настаивали на необходимости самоубийства (в разных его формах) для спасения души.

Крупнейшим центром сопротивления введению «греко-латинской веры» стал Соловецкий монастырь, осажденный войсками за активное сопротивление нововведениям в 1668 г. и разгромленный только через восемь лет. Отсюда выходит несколько значительных трудов в защиту старого обряда. Среди них четыре челобитных, посланных на имя царя. Авторы говорят о нарушении «церковного чина и устава»; о большей сохранности русской веры по сравнению с греческой, где «православная вера от насилия поганых турков до конца иссякла»; о недостаточной надежности новопечатных греческих книг, изданных на деньги католиков на неправославных землях и пр. [3, c. 310].

Реферат опубликован: 16/11/2009