Материалистическое и идеалистическое понимание сущности религии

Страница: 7/11

В политической истории новейшего времени легко различа­ются две общечеловеческие направленности, полярные друг другу.

Одна из них стремится к переразвитию государства, "укреп­лению всесторонней зависимости личности от государства, точнее

- от той инстанции, в руках которой находится государственный аппарат: партии, армии, вождя.

Другая - имеет гуманистическую направленность. Ее истоки и основные этапы - английский парламентаризм, французская Дек­ларация прав человека, германская социал-демократия, освободи­тельная война против колониализма. Цель этого направления - ослабление цементирующего насилия в жизни народов и преобразо­вание государства из полицейского по преимуществу аппарата, отстаивающего национальное или классовое господство, в аппарат всеобщего экономического равновесия и охраны прав личности.

Несмотря на полярность этих направлений, их объединяет одна черта, характернейшая для ХХ столетия: стремление ко все­мирному. Всемирность, перестав быть абстрактной идеей, сдела­лась всеобщей потребностью. Мир стал неделим и тесен, как ни­когда. Решение всех насущных проблем может быть коренным и прочным лишь при условии всемирных масштабов этого решения.

Деспотичные образования стремятся навязать человечеству именно свою власть. Они увеличивают военную мощь и постоянно ввергают мир в пучину войн и тираний. Это может привести к то­му, что сильнейший в конце концов победит во всемирном масшта­бе. Тогда цикл закончится, чтобы уступить место наибольшему из зол: единой диктатуре над уцелевшими людьми - сперва, может быть, олигархической, а затем , как это обычно случается на втором этапе диктатур - единоличной. Это и есть угроза самая страшная из всех нависавших над человечеством: угроза всечело­веческой тирании.

Предчувствуя эту опасность, движения гуманистической нап­равленности консолидируют свои усилия. Некоторые общества пы­таются объединиться с тем, чтобы в дальнейшем политическое объединение охватило весь земной шар. Но где гарантии того, что это сверхгосударство, опираясь на обширные нравственно отсталые слои, расшевеливая неизжитые в человечестве инстинкты властолюбия, не перерастет опять-таки в диктатуру и, наконец, в тиранию ?

Знаменательно, что именно религиозные конфессии, раньше всех провозгласившие интернациональные идеалы братства, теперь оказываются в арьегарде всеобщего устремления ко всемирному. Возможно, в этом сказывается характерное для них сосредоточе­ние внимания на внутреннем мире человека, пренебрежение всем внешним, к чему относятся и социальные проблемы общества. Но главную причину этого Д.Андреев видит в ужасе перед объедине­нием мира, который возник еще во времена древнеримской импе­рии, перед единовластием, ведущим к последним катаклизмам истории и ее катастрофическому перерыву.

На горьком опыте человечество убеждается, что ни социаль­но-экономические движения, управляемые голым рассудком, ни достижения науки сами по себе не в состоянии провести челове­чество между тираниями и мировыми войнами.

Наука превращается в послушную служанку политических деспотий, куда более послушную и надежную, чем была церковь для феодальных владык. Трагедия, по словам Андреева, коренится в том, что научная деятельность с самого начала не была сопря­жена с глубоко продуманным нравственным воспитанием. К этой деятельности допускались все, независимо от уровня их нравственного развития. Неудивительно, что каждый успех науки и техники обращается теперь одной стороной против подлинных интересов человечества.

Таким образом, опыт истории подводит нас к пониманию того очевидного факта, что опасности будут предотвращены и социаль­ная гармония достигнута не путем развития науки и техники са­мих по себе, не переразвитием государственного начала, не при­ходом к власти пацифистских организаций социал-демократическо­го типа - но установлением над Всемирно федерацией государств некоей незапятнанной, неподкупной, высокоавторитетной инстан­ции, инстанции этической, внегосударственной и надгосу­дарственной, ибо природа государства внеэтична по своему су­ществу.

Реферат опубликован: 9/06/2007