Мир аггадической литературы

Страница: 3/7

Галаха и Аггада представляют собой две самостоятельные сферы творческой деятельности, составляя в совокупности то историко-литературное целое, которое называют литературой мудрецов Талмуда.

Попытаемся выделить общие для Галахи и Аггады основы. Прежде всего, отметим, Аггадой и Галахой занимались, как правило, одни и те же люди. Одни и те же мудрецы (р. Акива, р. Иоханан, р. Папа и другие) упоминаются и в контексте Галахи, и в контексте Аггады. У некоторых из них оба «жанра» оказывались соединенными, в буквальном смысле слова, неразрывно. Так, про знаменитого танная р. Меира говорится, что он посвящал треть каждого своего урока Галахе, треть - Аггаде, а оставшееся время - притчам. Очень редко тот или иной мудрец посвящал себя лишь одной из двух областей. Одним из них был, судя по всему, таннай р. Элазар hа-Модаи, от которого не сохранилось ни одного высказывания галахического характера, но его авторитет знатока Аггады был исключительно велик. Но такая узкая специализация была исключением, которое только подтверждает вышесказанное.

При всем различии поставленных задач, характера аргументации, стиля, интонации, темы, которые обсуждаются и в Галахе, и в Аггаде, одни и те же: суббота и праздники, молитвы, кашерность пищи, отношения между людьми, проблемы воспитания детей и другие. Кроме того, Галаха и Аггада используют одни и те же логические приемы. В свое время была разработана целая серия «правил вывода» - так называемые úåãéî (миддот),- позволяющих тщательно изучить каждый библейский стих, не упустив ни одного из его возможных толкований. Амораи оставили потомкам целый ряд способов, используемых при толковании Торы. Один из них, каль ва-хомер (что можно перевести как «тем более»), заключается в следующем: если в относительно простой и малозначащей ситуации предписано следовать определенным правилам, то уж тем более эти же правила остаются в силе в случае более серьезной ситуации. Этот принцип включен как в «список 13 миддот», которым пользуются при галахических построениях (формулировка этих правил приписывается р. Ишмаэлю), так и в «список 32 миддот», определяющий основы аггадического толкования текстов. В обоих списках фигурирует и еще один важный принцип - т. н. гзера шава («суждение по аналогии»), позволяющий делать конкретные выводы из того факта, что в Торе в различных контекстах появляется одно и то же слово.

Обратимся теперь к различиям между Галахой и Аггадой. Прежде всего, отметим, что Галаха, в отличие от Аггады, обладает в сфере практической деятельности человека обязывающей силой закона. В Аггаде же нет и намека на такого рода обязательность. «Мудрецы Талмуда выражались на этот счет недвусмысленно: «высказывая аггадическое суждение, человек ничего не запрещает и ничего не разрешает, не объявляет ничего ни чистым, ни нечистым» /3/. Второе важное различие - нестрогое соблюдение в Аггаде правила необходимости ссылки на источник информации, тогда как в Галахе оно было обязательным. Также в Галахе мы никогда не найдем, чтобы кто-нибудь открыто выступил против мнения мудрецов более ранней эпохи. В Аггаде же мудрецы более поздних веков, не колеблясь, выступают против своих предшественников. Более того, в аггадической традиции позволялось противоречить не только другим, но и самому себе: с течением времени человек мог изменить мнение по какому-либо вопросу и никому не приходило в голову обвинять его в этом. Если бы подобное произошло в сфере Галахи, от мудреца потребовали бы объяснить такую непоследовательность. Аггада же, как правило, не чувствует нужды в сглаживании противоречий и, передав противоположное мнение в том виде, в каком они были высказаны, она переходит к следующей теме. В Аггаде не возникало необходимости выносить однозначные, обязательные для всех решения. Здесь вполне могут сосуществовать рядом противоположные точки зрения, чего, разумеется, не может случиться в Галахе, которая по самой своей природе не терпит неясностей и противоречий.

Реферат опубликован: 3/10/2009