Мировые религии. Христианство, буддизм, ислам

Страница: 3/6

Буддизм.

Свое название религия получила по имени своего основателя Будды ( с санскр. – просветленный ). Буддизм – это одна из трех мировых религий. Распространен в странах Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии ( Китай, Япония, Вьетнам, Шри-Ланка, на Тибете ). В форме ламаизма его исповедуют народы Бурятии, Тувы, Калмыкии.

Буддизм зародился в Индии в VI в. до н. э. как оппозиция брахманизму. Однако из-за кастового устройства индийского общества не имел широкой популярности. В настоящее время лишь 0,5 % индусов называют себя буддистами.

Основателем буддизм считается Гаутама ( 563-483 до н. э. ) Предание рисует его стройным, худощавым человеком с голубыми глазами, кротким и ясным выражением лица и необычайно мелодичным голосом. Обычной одеждой Гаутамы Будды было желтое рубище, ставшее впоследствии традиционной одеждой буддистских монахов.

В буддистской культуре есть два понимания образа Будды. Так называемые «северные буддисты» считают Гаутаму исторической личностью, действительно жившей в Индии в VI в. до н. э. Но, по их представлениям, это не бог, а лишь человек, великий учитель мудрости. В учении «северных буддистов» первостепенное значение придается этике и нравственному образу жизни последователя Будды. Поэтому форма буддизма более похожа на философию, чем на религию. Другой представитель «южного буддизма» Будда был Богом. Он и родился как Бог, необычайным образом. Матери Гаутама приснился священный слон, который вышел у матери между ребрами в подмышке. Однако, исследователи буддизма склонны считать, что Будда личность легендарная – это означает, что реально он не существует, а есть образ, созданный народной фантазией.

О Будде есть целая легенда, и самое главное в ней, это Четыре Великие встречи, во время которых Гаутама познает все ужасы жизни: нищета, болезни, старость, смерть. Он начал жизнь отшельника. Через некоторое время Гаутаме открылись Четыре благородные истины, показавшие путь к спасению:

1. Гаутама понял, что всякое существование есть страдание. Не только болезнь, старость и смерть, но и само рождение и подчинение закону рождения есть страдание.

2. Причиной страданий являются желания, жажда счастья, любви, денег, власти, богатства и т. д.

3. Прекратить страдание возможно. Для этого нужно отказаться от желаний. Следует достичь такого состояния, когда ничего не хочется. Состояние без желаний называется нирваной ( с санскр. – покой ).

4. Гаутаме открылся так называемый «восьмиричный путь» спасения. Он состоит из 8-ми правил:

– «Праведная вера»: человек, желающий спасения, должен поверить Гаутаме-Будде в том,что мир полон страдания и скорби, что для спасения следует отказаться от желаний;

– «Праведная решимость»: человеку следует настроиться на решительный отказ от желаний;

– «Правдивая речь»: речь человека должна быть правдивой и доброжелательной. Своими словами не следует обижать людей и вредить им.

– «Праведные дела»: человек должен избегать плохих поступков и делать только хорошие.

– «Праведная жизнь»: следует вести такой образ жизни, чтобы не приносить вред живому ( ахимса ).

– «Праведные помыслы»: следует уяснить, что все зло от плоти.

– «Праведное созерцание»: необходимо постоянно и терпеливо тренироваться, уметь сосреготочиться, самоуглубиться, и созерцать себя.

Постигнув эти Четыре Великие истины, Гаутама стал Буддой (просвященным). Будда посчитал, что он должен рассказать об этом людям и показать им путь к спасению, отказавшись ор искушения погрузиться в состояние нирваны. Его учение получило название Дхармы. У него появились ученики и он основал общину. Далее по всей Индии начали возникать общины. Вступившие туда брили голову, одевали желтые одежды , были вегетарианцами и имели при себе самое необходимое – кружку для сбора подаяний и воды, бритву, посох. Большую часть времени они времени в странствиях и проповедях. Когда кто-то из общины умирал, его хоронили. Позднее на этих местах возводились могильные сооружения – ступы – куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом. В последствии около этих ступ стали возникать храмы и монастыри.

Реферат опубликован: 11/01/2007