Опыт реконструкции индоевропейской космологической традиции

Страница: 12/14

Греческая мифология не донесла до нас сколько-нибудь разработанной эсхатологической традиции. Существуют лишь намеки относительно опасности, подстерегающей олимпийцев «в конце времен». Это - пока не родившийся сын богини Метис, который, согласно предсказанию, данному Зевсу, воцарится в мире. Это и поверженный, но не добитый Тифон, продолжающий грозить олимпийцам из Тартара вкупе со всеми ввергнутыми туда хтоническими чудовищами времен «начала начал».

По свидетельству Страбона, «Не только (галльские – А.И.) друиды, но и другие утверждают, что души и вселенная неразрушимы, но все же в конечном счете огонь и вода одержат верх над ними».(24)

Эсхатологические мотивы наиболее ярко и полно сохранны скандинавской мифологией. Придут три небывало холодные зимы. Солнце скроется за туманом. Освобождается злой бог Локи, его чудовищные дети - волк, змея. Они возглавят великанов, которые атакуют асов. Боги и великаны перебьют друг друга, от огненного меча вспыхнет Иггдразиль и море поглотит сушу. Гигантские волки пожрут Солнце и Луну. Власть перейдет к богине смерти Хелль. Однако убитый с помощью Локи бог весны Бальдр воскреснет во время этой битвы и вместе с другими уцелевшими детьми асов построит новый мир. Сыновья Тора найдут отцовский молот, дочь богини Солнца заменит мать, а дети Одина Бальдр и Хед возьмут на себя функции отца.

Описаний этого сюжета в хеттской и славянской традициях не соханилось.

* * *

Подведем итоги. Актуальному миру предшествует царство Хаоса, чаще представляемое в виде водной стихии. В нем обнаруживается зародыш нового мира, делящийся надвое, и с этого момента начинается уже история собственно Космоса, постепенно структурирующегося, ширящегося в пространстве.

Космологизация мира проходит четыре этапа, символизируемых четырьмя поколениями богов, сменяющими друг друга в результате бескомпромиссной борьбы (в зороастризме окончательная космологизация мира еще не наступила, она будет достигнута, когда на земле телесно воплотится Заратуштра). Четыре фазы – это полный жизненный цикл любого феномена: рождение, рост, убывание, смерть. Это и годовой цикл с его четырьмя сезонами, и четыре времени суток - «микрогода», и четыре фазы Луны, и четыре этапа человеческой жизни. Интересно, что и человеческая история подчиняется тому же алгоритму: Джанбаттиста Вико, например, писал о четырех фазах внутри каждого исторического цикла, Арнольд Тойнби и Лев Гумилев также выделяли четыре фазы - зарождение, рост, надлом и распад в жизни всех идентифицированных ими цивилизаций (этносов). О четырех расах обитателей Земли говорят последователи т.н. «Традиции» (Е. Блаватская, Э.Шюре и проч.). Интересно, что и Э.Сваденберг писл о четырех поколениях людей от сотворения мира, в каждом из которых постепенно убывает благодать.(25)

Во главе актуального пантеона стоит Громовержец, имеющий двух братьев. Все трое появились на свет, выйдя из тела своего отца – царя предшествующего поколения богов, что подчеркивает преемственность власти. Вто же врея насильстенный, неестественный характер их рождения намекает на изначальную испорченность, греховность, обреченность актуального поколения. Троичность в мифопоэтической (и не только) традиции передает начало, развитие и конец каждой вещи, ее динамическую целостность. Три божественных единоутробных брата символизируют и объемлют весь феноменальный мир, становясь его альфой и омегой. В качестве иллюстрации этого у греков и, вероятно, у хеттов (у которых небесного Тешшуба дополняют Река/вода и Гора/земля) божественные братья руководят тремя физическими мирами, а в Риме и Индии представляют три касты арийского общества. В этих рамках можно предположить идею единого божества, явленного в трех ипостасях. Здесь уместно напомнить, что в индуизме Брахма, Шива и Вишну прямо считаются воплощениями единого Брахмана.

Реферат опубликован: 6/11/2007