Опыт реконструкции индоевропейской космологической традиции

Страница: 3/14

Сотворение Космоса у кельтов в дошедших до нас источниках не отражено. Можно выискать лишь глухие намеки или косвенные сведения об их космогонических представлениях. Так, одной из наиболее значительных фигур валлийской мифологии является Старуха из Бере, которой обязаны своим происхождением горы, озера и острова, выпавшие из ее подола. Она семь раз переживала юность с семью мужьями, поэтому потомки ее столь многочисленны, что исчисляются целыми родами. Это явно теллурический персонаж, с подчеркнуто репродуктивной функцией. В уже знакомый контекст укладывается и пассаж из одного ирландского трактата, в котором сказано, что Адам был сотворен из земли, моря, камней, света, ветров, огня и Святого духа(3), что можно считать отголоском языческого мифа о сотворении мира из тела первосущества, переработанного в христианской среде, как и у славян.

В германо-скандинавской мифологии ледяной мир возник путем постепенного заполнения льдом хаотической бездны Гинунгагап. Без какого бы то ни было вмешательства извне появился гермафродитный (признак хаотической неразделенности) великан Имир, породивший великанов Гримтурсенов: мальчика, девочку и шестиголового Трудгельмира. Одновременно с ними возникла корова Аудумбла, вылизавшая изо льда великана Бури, породившего Бера - отца четвертого поколения небожителей: братьев Одина, Вилли и Ве. Восстав против Имира и остальных великанов, они свергли их власть, расчленили Имира и создали мир из его тела.

Итак, изначально в мире существует только аморфный, а потому статичный Хаос, символом которого нередко выступает вода – недаром упорядоченный космос практически всех индоевропейских мифологий окружен водой - рекой или океаном. «В тех религиозных ансамблях, где присутствуют Воды, они неизменно сохраняют свою функцию, растворяя, уничтожая формы, смывая грехи, очищая и возрождая. Их удел – предшествовать Творению, подготавливая и восполняя его, поскольку сами они не в состоянии превозмочь собственную модальность, то есть проявиться в виде форм. Воды не могут преодолеть условий виртуального, зародышевого, латентного. Все, что является нормой, проявляется над уровнем Вод, отделяясь от них. И напротив, оторвавшись от Вод, перестав быть виртуальной, любая форма подпадает под законы Времени и Жизни; она обретает границы, участвует во вселенском становлении, испытывает гнет истории, дряхлеет и в конце концов исчерпывает свою суть, которая может быть восстановлена лишь посредством периодических погружений в Воды, повторений Потопа с его космогоническими последствиями,» - писал М.Элиаде.(4)

В какой-то момент в Хаосе по непонятным причинам появляется пока не мир, но его зародыш, дальнейшее саморазвитие и структуризация которого приводит к появлению собственно мира. Критическим моментом этого процесса становится перерастание единичности зародыша в множественность (чаще всего – в двойственность), проявляющуюся прежде всего в отделении Неба от Земли – разделении верха и низа, дня и ночи, мужского и женского начал и т.д. – то есть в привнесении в мир первой пары противоположностей, взаимодействие которых становится парадигмой дальнейшего расширения и диверсификации космоса.

По другой версии, Космос уже не создается из ничего, он возникает благодаря жертвоприношению или саможертвоприношению одного из богов (Праджапати, Зевс, бог «Голубиной книги»), сверхчеловека (Пуруша), изначального чудовища (Имир, Вритра), или животного (бык Экадат). И в этом случае созидание Космоса идет по пути от единичности к множественности.

Устроение космоса.

Расширяющийся и самоутверждающийся Космос оттесняет Хаос на периферию, изгоняет из этого мира, но не преодолевает его. За пределами обжитого и организованного замкнутого Космоса начинается область неведомого, без-видного, владения демонов, неприкаянных духов, мертвых, область, куда вытеснен первобытный Хаос, не оставляющий попыток поглотить мир. Чаще всего «запредельность» представляется в виде воды, позднее, с развитием и конкретизацией представлений о Том свете, хаотические воды сужаются до пограничной реки между двумя мирами.

Реферат опубликован: 6/11/2007