Опыт реконструкции индоевропейской космологической традиции

Страница: 9/14

Интересно, как коррелирует с представлениями индоевропейцев - язычников «видение» шведского мистика Эмануэля Сведенборга (XVIII в.), воспринимавшего чуждую ему категорию Хаоса в форме более привычного Ада: «Должно знать, что ады постоянно нападают на небеса и стараются уничтожить их, а что Господь постоянно охраняет небеса, отвращая их жителей от зла, исходящего от соби, и содержа их во благе, исходящем от Него самого… Я также видел иногда вскипания некоторых адов: это были усилия, чтоб себя освободить и все уничтожить».(17)

Мировые циклы

Космос, родившись, приобретает свою историю, наиболее часто воплощаемую в смене поколений богов.

Мир индоариев от рождения до гибели проходит четыре этапа, каждый из которых длится 1 миллион 80 тысяч лет, а все вместе они составляют великий период бытия - махаюгу общей протяженностью 4 миллиона 320 тысяч лет (12 тысяч божественных лет). Вот как звучит эта мифологема в передаче М.Элиаде: «Критаюга – это совершенный век, вот почему он называется еще сатьяюгой, то есть «реальным веком»… В течение Критаюги нравственный закон Вселенной - дхарма, соблюдается неукоснительно… Следующий «век», третаюга, «триада»… знаменует собой известный упадок… Исполнение долга не осуществляется само по себе, ему надо учиться… В эпоху двапараюги на земле сохраняется лишь половина дхармы… В калиюге, «темном веке», остается лишь четверть дхармы… Человек и общество достигают в калиюге крайнего предела вырождения. Заканчивается все махапралаей – возвращением всех форм и модальностей существования к пракрити, изначальной неоформленной субстанции».(18) Напомним, что выше шла речь о четырех поколениях богов-адитьев.

Маздеистский текст «Судкар-наск» повествует о четырех веках жизни мира: Золотом, Серебряном, Стальном и «с примесью железа». Поздняя Авеста тоже излагает четверичную историю вселенной: первые 3 тысячелетия Космос пребывал в идеальном духовном состоянии, в следующие 3 тысячелетия был создан материальный мир, пребывавший сначала в состоянии «золотого века», на протяжении следующих 3000 лет идет борьба света и тьмы, и последний цикл, в котором Заратуштра получает материальное воплощение, еще не наступил, он закончится Страшным судом.

В хеттской мифологии теогонический сюжет содержится в «Поэме о царствовании на небесах», имеющей, вероятно, хурритское происхождение. Следует отметить, однако, что индоевропейские элементы в мифологии хурритов были очень сильны, ввиду того, что господствующий класс в их государстве Митанни составляли завоеватели-арии, чьими богами даже клялись хурриты при подписании межгосударственных договоров. Таким образом, в этом случае можно предположить возвращение индоевропейского сюжета в культурно родственную среду. Поэма рассказывает о том, что в небесном городе Кумми царствовал Алалу, ему прислуживал Ану, через 9 небесных лет свергший первого и заключивший его в подземный мир. Воцарившемуся Ану стал прислуживать Кумарби, который также через 9 лет сверг Ану, птицей улетевшего на небо. Однако Кумарби успел откусить фаллос своего предшественника, зачав при этом Бога Грозы, реку Аранцах (Тигр) и неку гору Тасмису. Когда настало время им родиться, братья вышли из проломленной камнем головы Кумарби и одержали над ним победу с помощью Ану.

У греков Гея породила Урана (Небо), воцарившегося в мире, а от него - целый сонм хтонических титанов: циклопов, бриареев, сторуких и других. Отец возненавидел своих отпрысков и заключал их обратно в недра Земли, что приносило той все новые страдания в дополнение к непрерывным родильным мукам. Гея уговорила младшего сына - титана Крона - свергнуть Урана и передала ему серп, которым Крон отсек Небо от Земли, оскопив своего родителя и принеся долгожданный покой матери. Воцарившись, Крон взял в жены сестру Рею. Памятуя о судьбе отца, он глотал своих новорожденных детей. В конце концов Рея сжалилась над младшим Зевсом и подменила его на завернутый в пеленки камень. Повзрослев, Зевс оскопил отца и заставил его изрыгнуть своих братьев и сестер. Вместе с ними и в союзе некоторыми титанами он повел борьбу с Кроном и большинством титанов за власть над миром. Для достижения победы Зевсу пришлось вернуть на землю сторуких, которые и сыграли решающую роль в достижении победы. Титаны вместе с Кроном были низвергнуты в Тартар. В мире воцарились боги-олимпийцы во главе с тремя братьями – Зевсом, Посейдоном и Аидом, поделившими между собой небо, океан и подземный мир и оставившими землю в совместном пользовании. Напомним, что древнейшую триаду римлян составляли Юпитер, Марс и Квирин, правда, об их родственных связях не упоминается.

Реферат опубликован: 6/11/2007