Отношения РПЦ и советского государства в период 1917-1985

Страница: 2/9

2. Горькие результаты развития взаимоотношений РПЦ и государства к началу XX века:

- интеллигенция идет путем нецерковных религиозных исканий (основная масса русской

интеллигенции была настроена антиклерикально, к их числу приходится отнести Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева);

- духовенство считалось сословием неуважаемым (большинство приходских священников не получали жалованья, священники стремились отдать своих детей в светские учебные заведения);

- жизнь рабочих и крестьян все больше становится бездуховной, приземленной;

- пропаганда радикальных политических реформ сопровождается антицерковными лозунгами;

- ухудшается материальное положение церковных учреждений (церковно-приходских школ, воскресных школ, кружков религиозного образования);

Вместе с тем на рубеже XIX – XX веков в РПЦ появляется целая плеяда талантливых архиепископов, таких как митрополит Тихон (Белавин), митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Антоний Храповицкий и другие. Высокообразованные, преданные своему служению, эти церковные деятели во многом определили события 20х – 30х годов и взаимоотношения РПЦ и государства. Для понимания происходивших в РПЦ процессов необходимо хотя бы кратко познакомиться с биографиями некоторых церковных деятелей.

Основная часть

3. Краткие биографические сведения о видных церковных деятелей:

А) Патриарх Тихон.

Василий Иванович Белавин родился 31 января 1865 года в городе Торопец Псковской губернии в семье священника. Учеба: Торопецкое Духовное училище, Псковская Духовная семинария, Санкт-Петербургская Духовная академия. Служба: преподаватель в Псковской семинарии (в это время следует его постриг в монахи с именем Тихона), инспектор Холмской семинарии, архиепископ Люблинский Холмской епархии, архиепископ Алеутский и Аляскинский (за время его управления епархия из Алеутской и Аляскинской выросла в Русскую Православную Церковь в Америке), архиепископ Ярославский, архиепископ Виленский и всей Литвы. Как видно из послужного списка будущего патриарха Тихона он почти всегда служил в епархиях удаленных, сложных и всегда блестяще справлялся с порученной должностью.

Б) Митрополит Сергий (Страгородский).

Иван Николаевич Страгородский родился 11 января 1867 года в городе Арзамас в семье священника. Учеба: Арзамасское Духовное училище, Нижегородская Духовная семинария, Санкт-Петербургская Духовная академия (в это время следует монашеский постриг с именем Сергия). Служба: Японская православная миссия – священник в Киото, доцент в Санкт-Петербургской Духовной академии, инспектор в Московской Духовной Академии, настоятель посольской церкви в Афинах, помощник начальника Японской православной миссии, инспектор, а чуть позже ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, архиепископ Финляндский,

В) Введенский Александр Иванович.

Родился 1889 году в городе Витебск, отец – директор гимназии. В 1911 году заканчивает Санкт-Петербургский университет посещает религиозно-философские кружки, пишет стихи, прекрасно музицирует. В 1914 году рукоположен в военные священники. В 1922 году оказывается в группе «прогрессивного духовенства».

4. Период попыток государства физического уничтожения РПЦ (1917 – 1941 гг.).

4.1. Православное сознание осмысляет государство как богоустановленный институт:

«нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (послание апостола Павла к Римлянам 3, 1). Поэтому церковь предписывает своим чадам не только повиноваться государственной власти - повиноваться независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, независимо от их отношения к церкви, но и молиться за власть, исключая случаи прямого богоборчества государства. Коалиция же партий, пришедших к власти в результате октябрьского переворота 1917 года, изначально гордо утверждала себя, как отстраненную от всякой религиозности общность людей. Достаточно сказать, что РСДРП(б) вообще никак не рассматривала вопрос своих взаимоотношений с церковью в случае прихода к власти. С другой стороны, это не единственный темный вопрос программы РСДРП(б). К октябрю 1917 года программа РСДРП(б) не имела конструктивной части, т. е. все чаяния большевиков заканчивались свержением монархии (программа минимум) и взятием власти путем вооруженного восстания (программа максимум). Что делать дальше ни партия, ни ее деятели не знали. В условиях отсутствия конструктивных программ сразу после взятия власти в свои руки большевики и их союзники запустили массу программ деструктивных - уничтожительных. Одна из них – полное уничтожение церкви и полное изжитие из народа всякой религиозности. Простейший способ решить эту задачу – физическое уничтожение церковнослужителей и массовый террор против верующих.

Реферат опубликован: 6/02/2009