Отношения РПЦ и советского государства в период 1917-1985

Страница: 8/9

Однако в связи с происшедшими перестановками в руководстве страны, хрущевские репрессии в отношении РПЦ постепенно сошли на нет. Но тот подъем духовной жизни народа, который происходил в период 1943 – 1958 годов, уже не вернулся.

8. Наступил последний период в эпохе большевистского управления страной. Этот период затишья в отношениях государства и РПЦ характеризовался медленным сокращением количества храмов, закрывавшихся по необходимости (например, прекращение существования деревни). Новые храмы открывались очень редко. Снижалась посещаемость храмов, т.к. пожилые люди умирали, а большую часть населения страны стало составлять поколение, выросшее в эпоху жесткой антирелигиозной пропаганды. Вместе с тем участились случаи обращения людей, воспитанных в атеистических семьях. В результате частичной нормализации отношений РПЦ и государства был открыт ряд Духовных учебных заведений, увеличилось число обучающихся в них. Московская Патриархия несколько раз осуществляла издание Библии, общий тираж Библии за период с 1976 по 1983 год составил 300 тысяч экземпляров.

Объявление государством перемен во всех сферах жизни общества, получивших название «перестройки», позволило изменить к лучшему положение дел в РПЦ. Подготовка к юбилейным торжествам – Тысячелетию крещения Руси в 1988 году позволила увеличить число приходов, государство стало передавать Церкви отобранные ранее храмы, разрешило открыть воскресные школы.

Заключение

9. Сегодня Церковь восстанавливает свое значение в среде народа в сложных условиях.

В отличие от условий большевистского периода, РПЦ получила большую свободу, но еще большей свободой пользуются всевозможные культы, секты, общества колдунов и астрологов. В наших школах часто с большим удовлетворением приглашают последователей Муна или Свидетелей Иеговы, чем православного священника. В условиях сложной экономической ситуации в стране РПЦ, существующая исключительно на средства прихожан, не может состязаться по количеству и полиграфическому качеству миссионерской литературы с миссионерами-протестантами, несущими учение чуждое нашему народу. Многие расценивают принятие закона о свободе совести, как «огосударствление церкви», но практика показывает, что при внешнем уважении к традиционной русской религии и ее носительнице – Русской Православной Церкви, сегодняшнее руководство государством совершенно безразлично к нуждам РПЦ. Примером может быть ситуация с показом фильма «Последнее искушение Христа». И католики, и протестанты, и даже мусульмане предупреждали, что фильм - недопустимо кощунственный, но правительство так и не запретило его показ по телевидению. Отказ НТВ выполнить просьбу Патриарха (отказаться от показа этого фильма) лишает кого бы то ни было возможности утверждать, будто православие в России является чем-то государственно-обязательным. Другой пример. Несмотря на многочисленные просьбы о передаче РПЦ в Санкт-Петербурге одной из великих святынь русского православия – храма «Спаса-на-крови» правительство продолжает удерживать его в качестве музея. И все же РПЦ живет и развивается. Из года в год открываются новые храмы, создаются новые приходы, открываются воскресные школы, православные классы в обычных государственных школах. Проводятся православные конференции, выставки, фестивали (например Рождественские чтения, которые проводятся каждый год в Москве). В этом году восстановлена традиция предпасхальной Лазаревой ярмарки, на которой были выставлены изделия, изготовленные детьми и взрослыми в кружках рукоделия воскресных школ Санкт-Петербурга. РПЦ насчитывает на сегодняшний день 125 епархий, на всех континентах есть приходы РПЦ. Во всех часовых поясах проводятся православные богослужения и, потому, ни на минуту не прерывается православное богослужение.

Литература:

1. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

«Стояние в вере».

2. Владимир Цыпин, протоиерей.

Реферат опубликован: 6/02/2009