Предыстория толерантных указов языческих императоров

Страница: 1/11

ПЛАН

Введение

1. Социальное и религиозное положение в Римской империи

2. Возникновение христианства и первые христианские общины

2.1Отношение к первым христианам языческой империи

3. Император Константин и его вклад в историю христианства

Заключение

Список литературы

Введение

Проблемы возникновения и ранней истории христианства имеют большое значение для познания социальной роли христианской религии и церкви не только у древних, но и у современных народов.

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Христианство – (Christos – помазанник, греч.) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют. Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Но каковы же были первопричины для такого огромного количества последователей, эту первопричину мы можем понять, исследуя социальную среду и духовный климат людей, в котором жили первые христиане. И наблюдая, жертвенность и откровения христианским идеалам мы можем понять психология тех людей, которые проповедовали новое учение. Данный факт нам еще более понятен, учитывая жалкое и ничтожное состояние тех людей живших в эпоху древнего Рима. Ощущение людей в безысходности в самых разных слоях населения империи, но, прежде всего, конечно, это ощущение было распространено в социальных низах государства. Христианство появилось в период, когда огромную империю раздирали глубочайшие социально- политические антагонизмы, как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов. Однако “во всех классах должно быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния”. По мере усиления состояния материального усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний. Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? И, Каково же было отношение к христианам внешнего мира, того мира, который они не принимали? Как менялось это отношение и со стороны властей, и со стороны основной массы населения империи, которая продолжала придерживаться своих традиционных взглядов?

1. Социальное и религиозное положение в Римской империи

В древних обществах, где изменения происходили медленно, где социальное положение человека было, как правила определенно со дня рождения, а его действия, помимо личной воли, диктовались системой связи с другими людьми (сородичами, сообщниками, а также людьми стоящими выше или ниже по социальной лестнице) , люди полагались на извечную «заданность» миропорядка, на свое место в коллективе, унаследованного от предков. Когда же традиционные связи начинают разрушаться, когда теряется уверенность в завтрашнем дне, когда судьбы людей начинают зависеть от прихоти полководцев или правителей, человек ощущает себя обособленным, затерянным, в непонятном ему и враждебном мире. В этих условиях для него выдвигается на первый план вопросы о смысле жизни, о причинах удач и неудач, о справедливости или несправедливости всего миропорядка, о способах спасения, избавления от страданий и смерти. В I веке в Римской империи распространилось учение киников (зародившееся в Греции). Киники были бродячими философами, проповедовавшие отказ от материальных благ. Этика киников их проповедь оказало существенное влияние на зарождающееся христианство. Но философия I века не могла предложить путь к спасению, который был бы доступны, понятным и обнадеживающим. Гораздо более важную роль в социально- психологической ситуации первых веков нашей эры играли религиозные верования, прежде всего вера в могущественных и милосердных богов, которые могли бы спасти своих почитателей. Однако уже в это время в городах Греции, Италии, Малой Азии авторитет древних античных божеств падал, происходил кризис полисной религии, и многие причины содействовали этому. Религия, принадлежавшая городу-государству, падала вместе с ним: философия убила в глазах образованных, а индивидуализм в глазах – в глазах простых людей. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М.,1949, с 306

Реферат опубликован: 30/03/2008