Протестантизм

Страница: 3/6

У лютеран есть особые вероучительные книги, называемые Символическими. В них содержится изложение веры, признаваемое большинством лютеран. К тому что написано в символических книгах лютеранин относится не так как православный к соборным постановлениям. Если православный человек скажет что такой-то догмат Вселенских соборов ему не нравится и он его не принимает, то он не будет уже православным. Символические книги не имеют безусловного авторитета для лютеран: если человек с чем-то не согласен то он может этого не принимать [4]. Главные Символические книги - это Большой и Малый катихизисы Лютера. Большой катихизис был предназначен для проповедников, и в нем силен полемический, антикатолический элемент, а Малый - для народа, и в нем просто излагаются основы веры. Еще один документ - “Аугсбургское исповедание”. В XVl веке в Аугсбурге лютеранские богословы в противовес католическим полемическим книгам составили это исповедание, в котором освятили те моменты вероучения, которые не были освящены в катихизисах.

А теперь несколько подробнее о лютеранской экклезиологии [5]. Когда Лютер признал Римо-католическую церковь заблуждающейся и порвал с нею, то перед ним были два выхода: или искать ту Церковь, которая сохранилась в своем стоянии в истине, или объявить, что для сохранения Церкви не нужно ни преемства епископата, ни какой-либо видимой организации. И вот Лютер, вместо того чтобы пойти по первому пути, который был бы единственно канонически и догматически оправдан, решил основать новое сообщество. Чтобы оправдать то, что он, порвав с католиками не обратился ни к какой из существующих христианских конфессий, Лютер создал учение о невидимой церкви. По этому учению в начале истории Церковь существовала как видимая, но потом она прекратила свое видимое бытие и была вновь восстановлена Лютером в XVI веке. У протестантов есть разные мнения. Одни говорят, что видимое бытие Церкви длилось только первые три века - до императора Константина Великого. Другие говорят что может быть до пятого века. Англикане готовы принять даже эпоху Вселенских Соборов, продолжая существование видимой Церкви до VII века. Главное в этом учении - утверждение, что в какой-то исторический момент бытие видимой Церкви прекратилось. В существующих христианских конфессиях, по мнению лютеран, накопились заблуждения и были введены разного рода предания, которые замутнили учение Священного Писания. Епископат стал ложно мыслить о себе. Прекратив свое видимое бытие, Церковь, как учил Лютер, продолжала существовать невидимо - в душах отдельных людей, праведников, которые не были соединены никакой внешней организацией. Лютер не отвергает того что Церковь существовала всегда, но на протяжении периода с IV по XVI век она, по его мнению, существовала как не видимое сообщество тех людей, которые хранили евангельскую веру вопреки епископату, вопреки всем тем ложным учениям, которые за это время накопились. А с XVI века она вновь восстановилась и как видимая организация сообщества протестантских конфессий. Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, мы могли бы задать лютеранам вопрос: какую Церковь, видимую или не видимую основал Христос Спаситель? Какие таинства учредил Он в Своей Церкви - видимые или сокрытые? Наконец - кем был Сам Господь, Который реально воплотился нашего ради спасения и Которого видели и осязали апостолы? Ответ более чем ясен: невидимая сторона Церкви неразрывно связана с видимой. При этом одной из неотъемлемых черт церковности является непрерывность священства. Лютеране отвергают и это - право рукоположения они признают за любым членом Церкви. Не нужно преемства епископата: любой член церкви может рукоположить любого другого члена церкви. Рукоположение у лютеран совершают все вместе: и епископы и пресвитеры и миряне - все кладут руки на голову будущему епископу или епископше, пресвитеру или пресвитерше. А если нет епископов, то пресвитеры с мирянами могут сами совершить рукоположение. При нужде Крещение или Евхаристию может совершать любой лютеранин. Нужно только, чтобы он был научен чину. Какая-либо богоучрежденность и особые права иерархии решительно отрицаются. Что касается сакраментологии [6], то, отвергнув учение о непрерывном существовании Церкви, лютеране должны были бы объявить ненужными и таинства. Ибо если Церкви видимой не было на протяжении 13 веков, то каким же образом могли сохраниться таинства - даже некоторые? Но утверждать, что Писание является единственным источником веры, и в тоже время отвергать таинства нельзя, ведь Священное Писание прямо говорит о необходимости для спасения каждого человека Крещения и Евхаристии. Поэтому эти два таинства были лютеранами сохранены,несмотря на то что в этом есть внутреннее вероучительное противоречие. Как лютеране понимают таинства? В “Аугсбургском исповедании” дается такое определение: “Таинства - это внешние знаки, внешние действия, которые совершаются по повелению Божию и возгревают веру”. То есть это способ усиления и возобновления веры в человеке. Спасается человек, по лютеранскому учению, одной верой. Но вера, по причине житейских попечений, может ослабеть. Чтобы укрепить ослабевающую веру, нужны внешние знаки, каковыми и являются таинства. Признавая таинствами только Крещение и Евхаристию, об остальных священнодействиях, которые у нас и у католиков считаются таинствами (то есть о Миропомазании, о Браке, о Священстве, о Елеосвящении ), они учат, что это лишь обряды, которые могут употребляться для напоминания о Боге простецам. Например, поставление в священники и епископы сопровождается у лютеран некоторыми обрядами, но эти обряды имеют только богослужебное и, может быть, административное значение, но не значение податия особенной благодати, особенного дара Божия, каковым является всякое таинство. К покаянию у них сложное отношение. Лютер долгое время колебался, считать Покаяние таинством или нет. Сначала он его признавал, потом склонился к тому, что покаяние тоже не есть таинство. Пришел он к этому почти вынужденно. Если отрицать, что есть священство, то приходится отрицать и покаяние. У самих лютеран от Покаяния остался некий род общей исповеди во время богослужения. Священник читает молитву в которой от своего лица и от лица общины перечисляет наиболее характерные грехи, свойственные каждому человеку, и произносит формулу раскаяния в этих грехах.

Реферат опубликован: 6/01/2008