Религиозно-культурный конфликт в Риме

Страница: 28/29

[68] Нильссон М. Указ.соч. С. 45.

[69] Винничук Л. Указ.соч. С. 260.

[70] Нильссон М. Указ. соч. С. 46-48. Другие описания праздника, несколько отличающиеся в деталях, см.: Винничук Л. Указ. соч. С. 260; Иллюстрированная история религий. С. 287.

[71] Винничук Л. Указ. соч. С. 359-361.

[72] Иллюстрированная история религий. С. 286-287.

[73] Нильссон М. Указ. соч. С. 50.

[74] Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. С. 447.

[75] Там же. С. 446-447.

[76] Мень А. В. Указ. соч. Т. 4. С. 39.

[77] Еврипид. Вакханки. 78—82.

[78] Мень А. В. Указ. соч. Т. 4. С. 42.

[79] Там же. С. 42.

[80] Иллюстрированная история религий. Указанную аналогию, проведенную Э. Роде, с большим сочувствием отмечает также Ф. Ф. Зелинский. См.: Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993. С. 86.

[81] Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995. С. 116—117.

[82] Мень А. В. Указ. соч. С. 46.

[83] Иллюстрированная история религий. С. 343. В данном месте имеется в виду текст религиозных установлений, которые излагаются от имени Цицерона в его диалоге «О законах» (II.8.19—23).

[84] История Древнего Рима. Учебник / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1993. С. 42.

[85] Винничук Л. Указ. соч. С. 173—175.

[86] История древнего Рима. С. 43.

[87] Цит. по: Иллюстрированная история религии. С. 308.

[88] Буассье Г. Римская религия от времен Августа до Антонинов. М., 1914. С. 16—17.

[89] Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 295

[90] Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 296.

[91] Тит Ливий. История Рима от основания Города. III.55.7.

[92]Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. С. 85.

[93] Preller L. Romische Mythologie. S. 441—442. Ср. Этимологию имени Либер у Блаженного Августина: «По их мнению Либер назван так от освобождения (liberamentum), потому что по милости его мужчины освобождаются от семени, когда испускают его при совокуплении; по отношению к женщинам — так как их они представляют испускающими семя — ту же роль исполняет Либера, которую они считают и Венерой. Поэтому во храме Либера выставляется мужской член, а во храме Либеры — женский. Либеру, сверх того, предлагают и женщин, и вино, для возбуждения похоти. Отсюда вакханалии отправляются с величайшем безумием. Сам Варрон сознается, что подобные вещи могли твориться совершающими вакханалии не иначе, как при умственном исступлении» (О граде Божьем. VI.9). Очень вероятно, что повсеместно упоминается в надписях Южной Италии жрица Цереры и Венеры означает жрицу Цереры или Либеры. См.: Preller L. Op. cit. S. 442.

[94] Ibid. S. 440.

[95] Августин. О граде Божьем. VI.9. Культ Либера, естественно, вызывал негодование у христианских авторов, и августин посвятил его обличению целую главу с характерным названием «О мерзости культа, совершаемого в честь Либера». В ней он писал: «А до какой мерзости достиг культ Либера, которому они усвояют власть над жидкими семенами, а потому не только над жидкостями плодов, между которыми своего рода первое место занимает вино, но и над семенами животных, — об этом жаль было бы говорить по причине продолжительности речи; но не жаль в виду их горделивой тупости. Впрочем, я все же нахожу себя вынужденным опустить кое-что, так как всего очень много. Он говорит, что на перекрестках Италии некоторые подробности культа Либера совершаются с такою отвратительною свободою, что в честь его почитается срамной мужской член, — почитается не с сохранением сколько-нибудь скромной тайны, а с открытым и восторженным непотребством. Так, этот гнусный член, положенный в тележки, в дни праздника Либера с великим почетом вывозится сначала в деревнях на перекрестки, а затем ввозится и в самый город. В городе же Лавинии Либеру посвящен был целый месяц, в продолжении которого у всех на языке были похабнейшие слова, пока этот член не провозили через площадь и не прятали в своем месте. На этот почтенный член почтеннейшая из матрон обязана была открыто возложить корону! Так, изволите ли видеть, должен был умилостивляем быть бог Либер ради урожая; так должна была удаляема быть язва от полей: нужно было принудить благородную женщину сделать публично такое, чего не позволила бы себе сделать в театре и блудница, если бы зрительницами были благородные женщины. Стало быть, одного Сатурна считалось недостаточным для семян, если нечистая душа имела случай к изобретению многих богов, и отвратившись вследствие нечистоты от единого Бога и через многих богов развратившись жадностью еще к большей нечистоте, называла эти святотатства священнодействиями и отдавала себя на поругание и осквернение толпы мерзких демонов» (Августин. О граде Божием. VII.21.).

Реферат опубликован: 15/04/2007