Религиозные организации

Страница: 10/18

4.1. Понятие “диалог”, субъекты и цели диалога по религиозному вопросу.

Понятие “диалог”, субъекты и цели диалога по религиозному вопросу Российская конституция и зако­но­дательные акты о свободе совести создают необходимые правовые основы для формирования в нашей стране такого типа общественного устройства, при ко­тором каждый человек имел бы возможность реализовать свои права на свободу мыс­лить, иметь свои убеждения и реализовать эти убеждения в практической жизне­дея­тель­ности. Однако законодательство создаёт лишь правовые предпосылки для реализации этих прав, осу­ществле­ние принципа свободы совести, формирования России как свет­ского государ­ства. Практическое осу­ще­ствление этих возможностей возможно лишь в ходе мирного диалога между представителями различных мировоззрен­ческих ориента­ций, религиозных организаций и государства.

Термин “диалог” прежде всего предполагает обмен мнениями между различными сторонами. Очевидно, что в зависимости от его участников, целей и задач содержание по­нятия “диалог” изменяется. Диалог может происходить в форме конкретных формаль­ных мероприятий: встреч, переговоров, собеседований, дискуссий, консультаций, конфе­ренций и т.д. Конкретные формальные мероприятия имеют важное значение для решения насущ­ных практических проблем. Однако в общественной жизни, вследствие существо­вания множества куль­тур, идеологий, мировоззренческих и иных ценностных установок, посто­янно идёт более широкий диалог, ко­торый осуществляется на основе циркуляции в обще­ственном сознании различных идей, вырабатываемых ин­теллектуалами, и распро­страняе­мых через специальную литературу, средствами массовой информации и ком­му­никации, деятельностью различных организаций и т.д. В ходе этого диалога происходит филиация идей, их столкновение, взаимопроникновение, взаимовлияние.

Чтобы диалог приносил полезные результаты независимо от формы протекания диа­лога, его участники должны руководствоваться определёнными принципами. Прежде всего, это признание равноправия сторон. Каждая из сторон диалога должна обладать той мерой свободы, которая исключает возможность диктата, от­ношений господства и подчи­нения. Диалог требует от каждой из сторон признания права на существование и равноцен­ность иной мировоззренческой системы, иного типа мышления, иных ценност­ных устано­вок, взаим­ное уважение взглядов и позиций друг друга, отказ от силового дав­ления и иных форм воздействия. Одно из обязательных условий диалога - каждый его участник отстаи­вает свои взгляды, а это предполагает признание того, что он не обязан отказываться от них. Вместе с тем, диалог - это форма общественного взаимодействия, которая требует от­ношения взаимопонимания, то есть усилий понять позиции другого и, поняв, постараться, по возможности, их принять. Следовательно, в диалоге важна психо­логическая установка на взаимность, то есть взаимопонимание и взаимоуступчивость. Диалог направлен как на сближение, так и на взаимное обога­щение позиций и представ­ляющих их людей - субъек­тов диалога. Таким образом, можно дать такую обоб­щающую характеристику диалога: диалог - это специфическая форма социального взаимодействия, основан­ного на ра­венстве и свободе участвующих в нём сторон, направленное на прояс­нение, сближение и взаимное обогащение позиций.

Исходя из концепции “общественного диалога”, можно сказать, что участниками диа­лога по религиоз­ному вопросу является всё российское общество. И это правильно, ибо в этот диалог практически вовлечено всё население страны. Но в более узком и точном смысле сторонами диалога выступают следующие субъекты. Во-первых, субъектами диалог являются представители различных религиозных вероисповеданий, организа­ций, конфес­сий. Между этими представителями осуществляется в различных формах социальное взаи­модей­ствие, в том числе и по вопросу о их месте и роли в Российском государстве. Во-вторых, субъектами диалога являются, с одной стороны, различные религиозные орга­низации, а с другой государство в лице его законода­тельных и властных структур. В-третьих, субъектами диалога являются государство в лице его законодатель­ных и власт­ных структур и неверующие граждане. И, наконец, в-четвертых, субъектами диалога явля­ются ве­рующие в лице религиозных организаций и их сторонников и неверующих.

Реферат опубликован: 15/10/2007