Религиозные организации

Страница: 12/18

Важным направлением участия религиозных организаций в общественной жизни яв­ляется благотвори­тельная деятельность. Эта деятельность имеет практическое значение в плане оказания конкретной помощи в борьбе за мир, восстановление памятников культуры, поддержки бедных, оказания помощи больным и пре­ста­релым. Но она улучшает и ду­ховно-нравственный климат, способствует гуманизации общественных от­но­шений, так как люди видят, как можно осуществлять на практике гуманистические принципы сострадания, любви к людям.

Диалог неверующих с государством в лице его законодательных и властных структур также должен быть направлен прежде всего на обеспечение конституционного права неве­рующих придерживаться своих ми­ровоззренческих позиций. Государство через законода­тельство и властные структуры должно создавать усло­вия для реализации неверующими своих нравственных установок, обучения и воспитания их детей без давле­ния различных организаций. В свою очередь, неверующие не должны стремится использовать властные струк­туры для борьбы с религией, как это было в период “государственного атеизма”. Вме­сте с тем, в ходе диалога должен быть задействован тот богатый духовно-нравственный потенциал секулярного сознания, носи­телями которого являются неверующие.

Наиболее крупными сторонами диалога являются верующие, входящие или не вхо­дящие в религиозные организации, и неверующие. Их усилия прежде всего должны быть направлены на изменение укоренившихся в сознании оценок противоположных мировоз­зренческих ориентаций. Со стороны неверующих необходимо преодолеть имеющую широ­кое распространение оскорбительную для верующих одностороннюю антиистори­ческую оценку религии как неадекватную истинному бытию человека форму его самореализации, “продукт и форму отчуждения”, “опиум для народа”, “вид духовной сивухи”, которая носит временный характер и должна быть преодолена на более высоком этапе его развития.

Со стороны верующих должна быть пересмотрена оценка атеизма. Верующие должны проводить раз­ли­чие между атеизмом как идеологией и атеизмом как мировоззренческой позицией, не включающей в свою систему взглядов влияние сверхъестественных сил, а строящей картину мира на научных основах. Осо­бое зна­чение в диалоге верующих и неве­рующих занимает оценка нравственных основ сознания и поведения неве­рующих. Верую­щие должны отказаться от предубеждений, что без веры в Бога невозможна человеческая нравственность и признать возможность иных нерелигиозных оснований нравственности: общественный дого­вор, исторические условия, общественное благо и т.д. Практика пока­зывает, что неверующие люди в своём большинстве не отвергают духовные ценности и не ставят над ними приоритет материальных благ. Всё зави­сит от характера образования и воспитания индивида. Хорошо воспитанный, высокообразованный человек не­зависимо от своей мировоззренческой ориентации, как правило, отдает приоритет духовным ценно­стям. Раз­личия между верующими и неверующими состоит не в том, признать или не при­знать важную роль в жизни человека духовных ценностей, а в том, какую интерпретацию дают они этим ценностям. Поэтому для поиска точек соприкосновения между верующими и неверующими необходимо найти какие-то базисные основы цен­ностных ориентаций, на­пример, такой базисной основой могут быть ценности гуманизма.

4.2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и не верующих.

В философской и религиозной литературе существует различные интерпретации по­нятия “гуманизм”. Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовле­творение потребностей человека. В этом смысле поня­тие “гуманизм” совпадало по своему назначению с поня­тием “человечности”, “человеколюбия”.

Гуманизм, как определённая система ценностной ориентации и установок, доведён­ный до логического конца, получает значение общественного идеала. В этом смысле гума­низм рассматривается как высшая цель общественного развития и заключается в призыве создания необходимых условий для полной реализации всех потенций, возможностей че­ловека и общества, достижения гармонии и социально-экономической и духовной жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гу­манизма как торжества человече­ского начала.

Реферат опубликован: 15/10/2007