Роль религии в культуре

Страница: 1/6

Содержание Введение Религия и искусство Религия и мораль Религия и наука Литература

1. Введение

Духовная культура, формируясь в течение веков и тыся­челетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций — выявление объективных зако­нов бытия и сохранение целостности социума. Иначе гово­ря, речь идет о познавательной функции, которую реали­зует в системе духовной культуры наука (отчасти и искус­ство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осу­ществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности. Какое место в этом освоении занимает религия? Ограничимся рассмотрением взаимо­действия религии с искусством, моралью и наукой.

Религия — весьма многогранное, разветвленное, слож­ное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

В истории культуры особое значение имело возникнове­ние трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Термин «религия» латинского происхождения и означа­ет «благочестие, святыня». Религия — это особое мироо­щущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отраже­ния действительности, в которой преобладает психологи­ческий, иррациональный элемент — различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

2. Религия и искусство

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоцио­нального отношения человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но у искусства существуют более широкие возможности образного отражения мира, выходя­щие за пределы религиозного сознания.

Исторически взаимодействие искусства и религии осу­ществлялось следующим образом. Для первобытной куль­туры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фети­шизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью, все вместе они явились художественным отраже­нием природы, окружающей человека, его трудовой дея­тельности (охоты, земледелия, собирательства). Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магичес­кие телодвижения, имеющие целью задобрить или устра­шить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусст­во. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Огромное влияние религия оказала на античную культу­ру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событи­ях того времени, о жизни общества и его проблемах. Так, гомеровский эпос считается важным первоисточником в изучении древнейшего периода греческого общества, о котором нет других свидетельств.

Древнегреческие мифы послужили почвой для возни­кновения античного театра. Прообразом театральных пред­ставлений были празднества в честь очень популярного и любимого в Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, кото­рые исполняли особые гимны — дифирамбы (от греч. dithyrambos — песня козлов). Из них и возникла позже греческая трагедия. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась трагическая комедия. Древ­негреческая мифология оказала большое влияние на куль­туру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие другие композиторы, писатели и художники.

Библейские мифы, в том числе главный миф о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными в искусстве. Живопись веками жила трактовками рождества и крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения и вознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Такая же нравственная доминанта преобладает в христиан­ской иконописи, фресках, храмовом искусстве.

Реферат опубликован: 17/07/2006