Сикхизм

Страница: 5/8

СВЯТЫНИ СИКХОВ

При пятом Гуру - Арджуне (1581­-1606 гг.) - была составлена священ­ная книга сикхов «Ади Грантх» («Из­начальная Книга»). Она также носит названия «Гуру Грантх» - Книга­Гуру», «Грантх Сахиб» - «Книга-Гос­подин». В неё вошли гимны сначала пяти первых, а впоследствии и осталь­ных гуру наряду с гимнами многих бхактов и суфиев. Написанная на пенджаби и содержащая вставки на языках других народов Индии, эта книга хранится в «3олотом храме» - ­главной сикхской святыне в индий­ском городе Амритсаре, а копии её ­во всех сикхских храмах.

Со второй половины XVI в. и особенно в XVII в. усилилось проти­востояние пенджабского крестьянст­ва (в первую очередь сикхов) и му­сульманских правителей Индии. На рубеже XVII - XVIII вв. оно вылилось в крупнейшее антимусульманское дви­жение в Пенджабе под знаменем сик­хизма. Тогда же десятый Гуру ­Говинд Сингх - внёс ряд изменений в учение сикхизма и организацию об­щины. В 1699 г. было провозглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук гуру к хальсе («ордену чистых») - собранию во­оружённых общинников, наиболее преданных вере, готовых в любую ми­нуту погибнуть за общину сикхов. Тогда же было решено прервать ли­нию живых гуру; Гуру Говинд Сингх решил не назначать себе преемника и стал последним сикхским Гуру, а одно­временно и членом хальсы, таким же, как все. Именно тогда «Ади Грантх» бьта канонизирована (объявлена свя­тыней) и стала предметом поклонения в храмах. Отныне в роли Гуру стал выступать мистический союз «Ади Грантх» и хальсы. Решения собрания сикхов «в присутствии» «Ади Грантх» аналогичны решениям Гуру и потому священны. Так прекратилась линия гуру, основанная Гуру Нанаком.

Для того чтобы решения собра­ния имели силу, достаточно присутст­вия на нём пяти человек, но особую роль у сикхов играет сарбат халь­са - собрание всех членов общины. Решения такого собрания ещё важнее. Огромным авторитетом у сикхов пользуются те, кого правильнее всего было бы назвать служителями храмов. Это «пятёрки» наиболее влиятельных членов хальсы, которые назначаются и могут быть смещены собранием об­щинников. Особую роль здесь играет «пятёрка» «Золотого храма», а также пять старейшин пяти важнейших хра­мов (включая «Золотой храм»). Эта цифра не случайна: 5 - священное число у сикхов.

«Золотой храм» расположен на берегу водоёма, также считающегося священным. Сикхи сначала называли свои храмы дхар.масалами, а затем ­гурудварами. Второе название сохра­нилось до сегодняшнего дня и озна­чает «врата гуру». Как и у любой гуруд­вары, у «Золотого храма» имеются че­тыре входа (по числу варн - сосло­вий), что означает открытость сикх­ской веры для людей всех каст. Цен­тральное место в этом очень ярком, изобилующем позолотой сооружении принадлежит «Ади Грантх». Собствен­но, ради церемоний, связанных с этой огромной книгой и очень похожих на поклонение индуистским божест­вам, и сооружаются гурудвары.

Изо дня в день, из года в год, из века в век каждое утро в «Золотом хра­ме» торжественно и с большими по­честями выносят «Книгу-Гуру», поме­щают её на специальном ложе, где она и находится в течение дня, а вечером закрывают и не менее тор­жественно уносят «на отдых». «Ади Грантх»- это Книга-Господин, и от­ношение к ней соответствующее: при наступлении дневного зноя специаль­но приставленные сикхи обмахивают её опахалами. В «3олотом храме» и некоторых других крупных гурудва­рах постоянно читают из этой книги, а в остальных храмах подобный об­ряд проводится в наиболее торжест­венных случаях. «Ади Грантх» исполь­зуется также и для гадания. Сикхи не читают свою священную книгу сами в отличие от христиан и иудеев, чи­тающих Священное Писание. Они приходят в гурудвары для того, чтобы послушать чтение «Ади Грантх», взгля­нуть на неё и приобщиться к откро­вению Всевышнего, которое даётся милостью Гуру.

ХАЛЬСА

История Пенджаба в конце XVII - на­чале ХУШ вв. неразрывно связана с именем десятого Гуру сикхов Говин­да сингха. В то время жестокий и фа­натичный правитель династии Великих Моголов Аурангзеб пытался при­брать к рукам непокорный Пенджаб, а его население заставить служить правителям Индии. Воины Аурангзе­ба получили приказ уничтожать сик­хов. Девятый Гуру Тег Бахадур был за­живо распилен пилой в Дели.

С запада Пенджабу угрожали во­инственные афганцы, да и местные феодалы-землевладельцы всячески стремились подчинить вольнолюби­вых сикхов.

Всё это видел и сознавал Гуру Го­винд Сингх. Он решил укрепить сикхскую общину, сделать её способной противостоять врагам.

В 1699 г. во время весеннего праздника он собрал всю общину в маленьком городке Анандпур. Сикхи пришли на площадь послушать своего Гуру. Говинд Сингх вышел из шатра, окинул взором тысячи собравшихся и спросил:

- Найдётся ли среди вас тот, кто готов отдать жизнь за веру?

Реферат опубликован: 23/04/2009