Собор святых Михаилов

Страница: 2/14

1) Великий Лимонарь Египетский (его описания до нас не сохранились);

2) Лавсаик, повествующий о Египетских подвижниках, жития которых описал в 5 веке очевидец епископ Палладий для правителя Каппадокии Лавса;

3) История боголюбцев, т.е. Сирийских подвижников, составленная Феодоритом Киррским;

4) Собеседование (или Диалог), содержащее повествование о жизни и чудесах Итальянских подвижников, написано около 593 года святым Григорием Великим;

5) Луг Духовный, заключающий в себе изречения, чудеса и подвиги преподобных отцов Палестины, Египта и Сербии, собранные монахом Иоанном Мосхом. Все перечисленные памятники-акты, мученические сборники сведений о подвижниках и другие послужили основанием для месяцесловов, синаксарей и миней-четьих, т.е. расположенных по месяцам чтений о жизни и подвигах святых.

По поручению Константина 7 Симеон Метафраст должен был собрать все древние жития и расположить их по месяцам и числам. Симеон не только собрал все повествования о них, но многие из них переработал, отчасти сократил и заменил старинную, тяжелую речь на современный ему чистый слог. К житиям святых Метафраст присоединил похвальные и поучительные слова на праздники Господни, Богородицы и некоторых святых, избранные из творений великих отцов и учителей Церкви.

Собор святых Михаилов.

1. Преподобный Михаил Клопский.

Преподобный Михаил Клопский подвизался особенным подвигом - так называемого юродства Христа ради. Это был такой подвиг, когда некоторые, приняв на себя вид людей, лишенных ума, делали странные поступки, за что смеялись над ними, били их, но они терпели всё ради Христа. Нося плохую одежду, едва прикрывавшую тело, страдали от холода. Часто голодали. По большей части жили под небом. Местом их краткого покоя от усталости были кладбища или церковные паперти, где большую часть ночи они проводили в молитве. Господь удостаивал юродивых дара чудотворения и прозорливости. Они многое предсказывали и при этом обличали порочных и утешали добрых. Таким был св. Михаил. Он подвизался в Клопской обители, в 15 верстах от Новгорода, в 15 столетии. Был родственником великого князя Дмитрия Донского. Оставив Москву, поселился в Клопской обители, почему и получил имя Михаила Клопского. Кто он и откуда пришел - преподобный никому не говорил. Узнал его впоследствии бывший в монастыре сын Дмитрия, кн. Константин. Св. Михаил предсказал игумену монастыря Федосию, что он будет архиепископом; предсказал рождение Иоанна 3 и завладение им Новгородом; обличал князя Шемяку за ослепление брата, Василия Темного, и предсказал ему смерть, сказав: «Слышу, князь, земля три раза простонала и зовет тебя к себе». Св. Михаил прожил в обители 44 года и скончался около 1456года. Тело его погребено в обители.

День памяти – 11/24 января.

2. Архистратиг Михаил.

2. а) Собор святого архистратига Михаила и прочих небесных сил.

Традицию благочестно праздновать собор святых ангелов святая Церковь приняла по преданию богодуховных отцов после того, как отвергла древнее нечестивое почитание ангелов, установленное еретиками и идолопоклонниками. Еще в Ветхом Завете, когда люди, отступив от Бога, стали поклонятся созданию Божию и делам рук своих, делая идолов по подобию видимой твари, принося жертвы солнцу, луне и звездам, в которых, по их мнению, находилась живая душа, - в то время поклонялись и приносили жертвы и ангелам.

Такое неправильное почитание ангелов было сильно распространено во времена святых апостолов. Святой апостол Павел о таком неправильном почитании так говорит: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы» (Кор.2.18-19), то есть Христа. Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышлявшие своим воздержанием и чистым житием подражать ангелам. Они учили творить поклонение ангелам такое же, как и самому Богу.

Потом появились другие еретики, проповедовавшие, что ангелы суть творцы видимой твари и как бесплотные выше и достойнее почитания, нежели Христос, архангела же Михаила называли богом евреев.

Реферат опубликован: 28/12/2006