Спорные вопросы крещения Руси

Страница: 6/7

Если бы в христианизации были заинтересованы только единицы, то принятие христианства в качестве государственной религии было бы не

возможно. Но памятуя сказанное мною ранее легко можно понять, что пре­дыдущая история Древнерусского государства уже создала для этого дос­таточно прочную базу* В летописи рассказывается, что Владимир, "любя дружину, и с ними думал о строе землянем, и о ратех. и о уставе земля­нем". Летописи свидетельствуют, что ни одно решение по более или менее существенному вопросу не могло быть принято без учета князем мнения совета дружины. Владимир также "созва бояре и старцы, и реша бояре и старцы".

Но отказавшись от византийской модели церковной иерархии Владимир отнюдь не избавился от этой проблемы. Ему, таким образом нужна была церковная иерархия во что бы то ни стало.

Мы ничего не знаем о том, как искал выход из сложившегося положе­ния Владимир, обращался ли он на Запад, но терпел неудачу, или не об­ращался туда вовсе. Но есть возможность предполагать, что модель цер­ковного устройства он смог найти в державе Самуила,т.е. в Болгарии.

Такого мнения придерживается вышеупомянутый М.Д.Приселков. Он раз­рабатывает эту теорию р своей книге Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913.

Если исходить из этого предположения, то становиться понятно, по­чему не Яхья, не "Древнейший свод 1039 года" не упоминают об устройс­тве церковной иерархии на Руси сразу после крещения. Это предположение находит ряд косвенных подтверждений из нового Болгарского государства Самуила.

Из сыновей Владимира мы особенно подробно знаем историю Бориса и Глеба. Если сделать нехитрые расчеты, то мы вправе предположить, что они родились уже после крещения Владимира, а следовательно, исходя из нашего предположения они должны были быть крещены по болгарскому обы­чаю. После крещения они получили имена Роман и Давид, а в то время имена давались не просто так, а в честь кого-то.

А нам известно, что сын царя Петра - Роман бежал из Константинопо­ля на родину и был провозглашен царем. По времени это было между 976 и 997 годом - годом его смерти. То есть Бориса вполне возможно назвали Романом в честь Болгарского царя в знак дружбы.

А в Македонском восстании несомненно большую роль играл старший из четырех сыновей македонского князя Николая - Давид. Он был первым го­сударем независимой Македонской державы. Отношение к его памяти Самуи­ла было пропитано уважением. Крещение Глеба происходило по-видимому уже после воцарения Самуила и он предложил дать ему имя своего старше­го брата.

"Древнейший свод 1037 года", как и его продолжение 1073 года, со­общает нам только об установлении греческой митрополии 1037 года и на­зывает первым митрополитом Феопемта. О том как была устроена церковная иерархия до этого момента и как устанавливалась митрополия этого года, в этих сводах ничего не сказано. Согласно с этим в ряде позднейших ле­тописей мы не находим никаких имен митрополитов ранее Феопемта. Но в ряде других летописей мы видим попытку заполнить пустое место. Порядок имен мнимых предшественников его различный: одни летописи называют имена митрополитов Михаила, Леона, Иоанна, другие - имена Леона, Миха­ила, Иоанна, третьи говорят лишь о Леоне. Попытки восполнить этот про­бел несомненно искусственны, но откуда бралась эта информация?

Легче всего установить источник, откуда было взято имя Иоанна - оно читается в сказаниях о святых Борисе и Глебе, в рассказа о канони­зации их при Ярославе. Имя Леона, если не было перенесено к нам из Болгарии с повестью о крещении князя Михаила, которая была включена в древнейший свод, то привнесено к нам из полемической статьи против ла­тынян.

Таким образом оставив в стороне имена Леона и Михаила, как явно присочененные, мы остановимся на Иоанне. Упоминается Иоанн Нестором,

который говорит: " Иже слышав, повеле призвати архиепископа Иоанна,

тогда пасущу его Христово стадо разумных овец его . Потом же пришедшу

к нему (Ярославу) архиепископу Иоанну, исповеде ему христолюбецъ .Ар­хиепископ же то слышав, оужасен бысть и съвет же благыи помыслив оуме, глаголя христолюбцю .То слышав христолюбивыи князь от митрополита и рече ему .Ярослав и приподобный митрополит Иоанн в сь день на всякое лето праздник творити има .Архиепископ же постави попы и диаконы .Ти тако отьиде в свою кафоликане иклисиа". Скорее всего Нестор два раза просто заменяет термин "архиепископ", на современный ему термин "мит­рополит".

След титулирования Иоанна архиепископом сохраняется и в позднейших записях Вышегородской церкви.

Если правильно предположение о том, что Владимир принимает бол­гарскую орхидскую митрополию, то следовательно там должен быть указан Иоанн. И мы действительно на ходим имя орхидского архиепископа Иоанна.

Реферат опубликован: 17/05/2006