Сравнение таинства крещения в исторической перспективе

Страница: 6/7

Здесь мы приведем только те, которым наиболее полно соответствует содержание нашего описания (естественно, что наши выводы были бы гораздо более скромными):

1. Вводя в чинопоследование новые действия, Церковь руководствовалась не подражанием кому – либо, а исключительно потребностью верующих и целесообразностью таких действий при чине Крещения, и потому в последний были внесены только действия вполне уместные здесь по своему внутреннему смыслу и значению.

Внешними факторами в деле введения новых действий были, с одной стороны – противодействие язычеству, как угнетающей силе и как пышному культу, а с другой – развитие до известной степени теоретической стороны христианского учения.

2. Полное всестороннее обозрение исторической судьбы крещального чина дает право пометить в нем следующие периоды:

§ I – II века, период простоты и несложности крещального чина, полнейшей свободы в совершении его второстепенных актов;

§ III – V века, так называемый период торжественного крещального чина, во время которого развился и существовал институт оглашенных, Крещение совершалось в большинстве случаев в присутствии епископа и в торжественные дни, в этот чин быстро вводились один за другим новые торжественные обряды;

§ VI – X века, период постепенного упрощения крещального чина, что случилось благодаря вошедшему во всеобщую практику обычая Крещения младенцев;

§ XI – XVI века, период постепенного развития все большего и большего разнообразия списков крещального чина, в отношении к порядку и форме изложения его частностей;

§ XVII век – до настоящего времени, период господства однообразной (и в Греческой и в Русской Церкви) редакции крещального чина.

3. Современный порядок и формы совершения составных действий крещального чина в общих чертах установились еще к VI веку.

Внешними факторами в этом случае были, с одной стороны – противодействие еретикам, а с другой – естественное стремление Церкви к единству как в теоретическом учении, так и в богослужебной практике.

Проведенное нами описание логики развития чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе позволяет также сделать два, на наш взгляд, важных суждения о Промысле Божием в деле спасения рода человеческого:

1. Удлинение и усложнение чина Крещения во времена массовых гонений на христиан было заботой Господа нашего Иисуса Христа о духовно – нравственном возрождении человека, Его любовью к человеку, ибо: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими» (Лук. 12, 8). Сломавшийся же под пытками язычников – вероотступник, его ждал только один путь – в Ад, ибо сказано Спасителем: «А кто отвергнется от Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими» (Лук. 12, 9). По промыслу Божьему удлинялась подготовительная часть крещального чина – дабы оглашенный, укрепляясь в вере, в полной мере смог впитать в себя всю любовь к Господу, стал истинным христианином, готовым с искренней радостью исполнить последнюю заповедь блаженства, данную нам Господом: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мтф. 5, 11).

2. Торжественное совершение Таинства Крещения в IV – V века, когда вся община с радостью принимала в свои ряды нового члена в Светлый день Пасхи Христовой, который в день Крещения получал также дары Духа Святого в Таинстве Евхаристии – является для нас, грешных, как бы огнем маяка, зажженным для нас милостию Господа нашего Иисуса Христа и показывающим, к чему должна стремиться христианская община при принятии в свои ряды новообращенных.

Список литературы

1. Алмазов А. История чинопоследования Крещения и Миропомазания. Казань, 1885.

2. Дорофей, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии. Путеводитель по Библии: руководство для священнослужителей. Москва, св. Кирилл и Мефодий, 2001.

3. Николай (Кавасила), архиепископ. Семь слов о жизни по Христе.

4. Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровию и Духом. Париж, 2001.

5. Красносельцев. Очерки из истории христианского храма. Казань, 1881.

6. Левшенко Б., иерей. Догматическое Богословие. Курс лекций. Москва, Изд-во ПСТБИ, 1996.

7. Макарий, митрополит Московский и Коломенский. Православно-Догматическое Богословие. Том II. Репринт. Москва, Паломник, 1999.

8. Нефедов Г., протоирей. Таинства и обряды Православной Церкви: учебное пособие по Литургике. Москва, Паломник, 1995.

9. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь. Том II. Репринт. Москва, 1992.

10. Смирнов Е. И. История Христианской Церкви: курс III и IV классов духовных семинарий. Репринт. СТСЛ, 1997.

11. Тертуллиан. О крещении. Сайт: Библиотека христианина, http://clib.ru

12. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви. Том I. Репринт. СТСЛ, 1996.

Реферат опубликован: 23/09/2007