Учение о четырех благородных истинах в Буддизме

Страница: 2/5

Именно из этого состояния пустотности, ненадежности мира вытекает первая "благородная истина" - истина страдания (духкха).

Для начала необходимо отметить принципиальную несопоставимость буддийского понятия "духкха" с термином "страдание" как он функционирует в иудео-христианской религиозной традиции. Страдание - это не божественная кара за грех, не признак богооставленности, и в то же время это и не залог спасения. Эти интерпретации возникли в русле теистической концепции и характеризовали взаимоотношение "Бог - человек". В буддийской же нетеистической системе "духкха" как важнейший мировоззренческий принцип развертывается в сфере анализа эмпирического существования.

Принцип страдания в буддийском миропонимании следует интерпретировать максимально широко, не ограничиваясь узкой сферой индивидуальной, эмоциональной жизни, Человеческое существование не содержит в себе ничего постоянного. Подверженность человеческой жизни внешним изменениям и есть та данность, через которую прежде всего познается страдание. Именно поэтому страдание определяется не как оппозиция счастью, являющемуся не более, чем фиксацией конкретного факта психологической жизни индивида, но через перечисление неизбежных факторов изменчивости.

Само рождение есть, согласно первой "благородной истине", факт включения человека в чувственный мир, где господствует закон причинно-зависимого возникновения. Этот закон призван объяснить с точки зрения буддизма представление о безначальном круговороте рождений и смертей, характерное для индийской культуры в целом. Человеческая жизнь не есть нечто завершающееся смертью, это - лишь предпосылка новых рождений в мире, где господствует цепь причин и следствий. "Истина страдания" не обосновывается в буддизме логически. Эта истина может быть дана человеку лишь в результате созерцания, непосредственного опыта. Чувственный мир, атрибут которого есть страдание, - это сансара - круговорот рождений и смертей. Пребывание в сансаре для человека связано с принципиальной неудовлетворительностью существования.

В связи с истолкованием важнейшего принципа буддийской философии - "духкха" было разработано учение о причинно-зависимом возникновении (пратитья-самутпада), в которой индивидуальная субъективность рассматривается как причинно-обусловленная. Поток психо-физической жизни определен двумя основными факторами: эгоцентрированными аффектами и деятельностью, порождающей следствия этих аффектов. Жизнь, не ориетированная на "просветление", протекает в пределах самовоспроизводящихся аффектов, в круговороте сансары, и даже смерть не есть конец этого самовоспроизведения. Она выступает лишь предпосылкой нового рождения в цепи прошлых рождений, Человеческое существование предстает как нечто стихийное, малопредсказуемое и нестабильное. Такое существование, согласно учению о причинно-зависимом возникновении, есть плод незнания (авидья), и уничтожить незнание можно, реализовав религиозную прагматику системы.

Таким образом, духкха - это страдание. Однако это не нравственное или физическое страдание. В буддизме термин "страдание" несет несколько иную нагрузку. Это страдание, проистекающее из неудовлетворительного, недолжного состояния мира, в котором не за что зацепиться, не на что опереться, С другой стороны, причина духкхи в детерминированности всех явлений в мире, "запрограммированности" человека, в отсутствии свободы в мире сансары.

Так в чем же корни этого страдания? Здесь мы переходим ко второй благородной истине буддийской философии, которая носит название "истины возникновения страдания". Эта истина формулируется таким образом, чтобы непосредственно указать на причины, порождающие страдание, т.е. причины существования сансары.

"Святая истина о происхождении страдания такова: жажда к бытию и наслаждению, и к желанию, находящему свое наслаждение на земле, жажда к наслаждению, жажда к созиданию, жажда власти ведут к перерождениям"[3].

Реферат опубликован: 22/09/2006