Анализ живописных произведений флорентийской школы

Страница: 3/14

В другом исследовании, посвященном Пьеро ди Козимо, главным образом, его произведению «Огненный лес»[11], к сожалению, нет даже упоминания о «Поклонении младенцу Христу», однако, автор выделяет два периода творчества художника. Первый определяется влиянием принципов кватроченто. Второй этап связан с изменением стиля, в связи с тем влиянием, которое оказывает на его развитие творчество Леонардо да Винчи. Условно он начинается после 1500-го года. Следуя этой периодизации, «Поклонение младенцу Христу» можно отнести к переходным произведениям художника, так как оно имеет черты как раннего, так и зрелого периода и датируется 1500 годом.

В прекрасно иллюстрированном альбоме Алана Жофрея[12] также речь идет о творчестве Пьеро ди Козимо. Автор также не уделяет внимания эрмитажному тондо. В зарубежном искусствознании среди наследия Пьеро ди Козимо наибольший интерес вызывают монументальные работы, посвященные античным сюжетам. Произведениям на религиозные темы внимания уделено значительно меньше.

Литература, посвященная творчеству Мариотто Альбертинелли, на русском языке практически отсутствует.

Некоторые биографические факты можно почерпнуть из книги Б. Р. Виппера «Итальянский Ренессанс XIII-XVI века»[13]. Автор отмечает, что в 1504 году произошла встреча с Рафаэлем, влияние которого на творчество Альбертинелли было значительным.

В книге И. Тэна «Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов»[14] автор рассуждает о влиянии географических и культурных аспектов на развитии искусства Италии, Нидерландов и отчасти Германии. Он помещает имя Мариотто Альбертинелли в один ряд с великими художниками Высокого Возрождения, отмечая значимость его творчества в утверждение принципов Ренессанса в живописи.

Несколько слов об этом произведении сказано в книге Н.Н. Никулина «Детали картин Эрмитажа»[15]. Автор еще раз подчеркивает общепринятое мнение, характеризуя эту картину как типичное произведение эпохи Ренессанса. Однако он не уделяет значительного внимания ни композиционным проблемам, ни живописной манере Альбертинелли, указывая основные приемы построения пространства и размещения в нем фигур.

Упоминаний о творчестве Мариотто Альбертинелли можно найти в еще нескольких изданиях[16], однако, в них ничего не сказано о произведении «Поклонение младенцу Христу».

В иностранной литературе не уделено должного внимания творчеству Мариотто Альбертинелли. В книге посвященной творчеству Фра Бартоломео делла Порта и Мариотто Альбертинелли Густава Груера[17], автор сожалеет о малом интересе к произведениям Альбертинелли. Он рассматривает фигуру Альбертинелли в непосредственной взаимосвязи с Фра Бартоломео, так как они долго совместно работали и их манеры во многом схожи. Однако и Густав Груер большее внимание уделяет Бартоломео. Он не упоминает о эрмитажном произведении, так как оно было атрибутировано как работа Альбертинелли, спустя несколько десятилетий, в 1911 году, Липгартом[18].

Таким образом, круг литературы посвященной работам Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли «Поклонение младенцу Христу» не очень широк. Авторы не ставили своей задачей всестороннего анализа этих произведений, лишь вскользь отмечая основные проблемы, которые пытались решить художники.

Иконография.

Впервые сцена «Поклонения младенцу Христу» была изображена в произведении Робера Кампена, так называемого Флемальского мастера. В первой трети XV века он создает алтарный образ «Рождество Христово»[19], изобразив коленопреклоненных Марию и Иосифа со свечой, лежащего на земле младенца в окружении пастухов с музыкальным инструментом - волынкой, двух женщин - повитух и ангелов. Впоследствии сюжет Поклонения обособляется и получает широкое распространение в итальянской живописи XV и XVI веков. Одним из первых обратившихся к этой теме в Италии был Джентиле да Фабриано в пределе своего знаменитого “Поклонения волхвов”[20]. Однако наибольшее влияние на последующих художников произвели произведения Филиппо Липпи. Он тщательно разрабатывал этот иконографический сюжет, создавая многочисленные вариации. Сцена «Поклонения младенцу Христу» претерпевает значительные изменения в творчестве последующих художников, которые отходят от композиционного решения Филиппо Липпи и в работе «Поклонение младенцу Христу» в Академии Художеств (Флоренция).

Реферат опубликован: 17/12/2009