Зарождение экспрессионизма и его традиции

Страница: 4/12

"Штурм" же отказался от всякой связи искусства с современ­ностью. Издатель журнала был человеком радикальных политических убеждений. Однако он настойчиво защищал независимость "нового ис­кусства" от политических проблем.

Но несмотря на разноголосицу и даже диссонанс высказываний экспрессионистов все же представляется возможным выделить общие характерные черты.

Протест, как естественная реакция человека на безумие и жес­токость мира, принимает у экспрессионистов глобальный масштаб. Целое мироощущение сводится к протесту, ибо во всем, что окружае­тЁ экспрессионисты не видели ни единого положительного момента: мир был для них средоточием зла, где нет места красоте и гармо­нии. Все прекрасное кажется фальшивым, удаленным от реальности. Поэтому экспрессионисты отвергают все классические каноны, не принимают красиво звучащие рифмы, утонченные сравнения. Они раз­рывают всякие смысловые связи, искажают отдельные впечатления, превращая их в нечто омерзительное, отталкивающее. Название сти­хотворения А.Лихтенштейна "Рассвет" подготавливает к восприятию картины, передающей определенно настроение. Первая строфа частич­но подтверждает подобное ожидание. Однако потом следует серия не связанных друг с другом картин, которые становятся все бессмыс­леннее:

Ein dicker Junge mit einem Teicn.

Der Wind hat sich einem Baum gefangen.

Der Himeel sieht verbummelt aus und bleich,

Als ware ihm die Schminke ausgengagen.

Auf kange Krucken schief herabgebuckt

Und schwatzend kriechen auf dem Feld zwei Lahme.

Ein blonder Dichter wird vielleicht verruckt.

Ein Pferdchen stolpelrt uber eine Dame.

An einem Fanster klebt ein fetter Mann.

Ein Jungling will ein weiches Weib besuchen.

Ein grauger Clown zieht sich die Stiefel an.

Ein Kinderwagen schreit und Hunde Fluchen.

Единство этим моментальным впечатлением придает только ощу­щение полной отчужденности автора. Стихотворение Якоба ван Годди­са "Конец мира" ("Weltende", 1887-1942) также представляет дефор­мированные, разорванные впечатления. Здесь отдельные реформации являются предзнаменованием всеобщей катастрофы конца света. Но во внутреннем мире, в душе остается стремление к красоте и добру. И чем меньше совершенства в окружающем мире, тем сильнее отчаяние. "Боже мой! Я задыхаюсь в это банальное время, со своим энтузиаз­мом, не находящим применения", - писал Г.Гейм в своих дневниках. Поэтому экспрессионисты, буквально разрываемые этими противоречи­ями, с такой силой эмоционального накала выражают свой протест. Ведь их протест - это не только отрицание, но и боль отчаявшейся души, крик о помощи". Крайнее возмущение захватывает человека полностью. Не в силах что-либо анализировать и понимать, он прос­то выплескивает свои смятенные чувства, свою боль. Произведения экспрессионистов проникнуты нервной динамичностью - резкие крас­ки, образы, деформированные от внутреннего напряжения, стреми­тельность темпа, в метафоре перестает ощущаться образ в ней мыс­лится только крик, эмоциональные повторы, искаженные пропорции. Однако с другой стороны, именно благодаря интенсивности чувств, а также в силу огромного стремления к совершенству, экспрессионисты надеялись победить и подчинить действительность. "Единая воля но­вейших поэтов - преодолеть действительности благодаря проникно-

венной силы духа"10.

Так как мир представал перед экспрессионистами лишенным гар­монии, непонятным и бессмысленным, то они отказываются от его изображения в таком виде. За всей бессмысленностью мира они пыта­лись увидеть истинный смысл вещей, всеохватывающие законы. То есть следующий признак экспрессионизма - стремление к обобщению. Действительность рисуется в огромных картинах, за которыми исче­зают естественные и конкретные черты. Экспрессионисты пытались показать не саму действительность, а лишь абстрактное представле­ние о том, что составляет ее сущность. "Не действительность, но

Реферат опубликован: 16/12/2008