Зарождение экспрессионизма и его традиции

Страница: 8/12

Сухость и точность языка неоднозначна, и по сути дела, выда­ет крайнее возмущение автора. Пафос отнюдь не служит для выраже­ния восторга чем-то высоким, напротив, он "воспевает" все самое низкое, недостойное, мрачное.

В целом эта пьеса раскрывает, насколько сознание молодого поколения того времени было сконцетрировано на своем внутреннем "я". Из пьесы практически исключен исторический контекст, не по­казана историческая картина времени. То, что отец Бекмана был на­ционал-социалистом и антисемитом, упоминается лишь в связи с пе­реживанием одиночества и оторванности от мира главным героем. Всеобщий протест против поколения "отцов" не приводит к каим-либо историческим размышлениям и выводам, а вливается в традицию де­тального изображения конфликта между новыми устремлениями молодо­го поколения и готовности приспосабливаться старого (как и в экспрессионизме). Сознание собственной вины, сформированное вой­ной, преобразуется постепенно в сознание жертвы, ощущение непо­нятннности и отверженности

Всеобщий диссонанс, напряженность, разлад в душе героя под­черкивает и язык пьесы. С одной стороны он точен и сух:

"Und dann liegt er irgendwo auf der Strabe, der Mann, der nach Deutschland kam, und stirbt, Fruher lagen Zigarettenstummel, Apfelsinenschalen, Papier auf der Strabe, heute sind es Menschen,

das sagt weiter nichts".

С другой стороны он изобилует средствами риторики (повторе­ния, образные выражения, аллитерация):

"Und dann kommen sie. Dann ziehen sie an, die Gladiatoren, die alten Kameraden. Dann stehen sie auf aus den Massengraben, und der blutiges Gestohn stinkt bis an der weiben Mond.Und davon

sind die Nachte so. So bitter wie Katzengescheib."

Своеобразным манифестом против уже прошедшей войны и будущей опасность которой, по мнению мнгих существовала в 50-е годы, яв­ляется роман Кеппена "Смерть в Риме" (Wolfgang Koppen "Der Tod in Rom"). Родившись в начале века, он с самой юности испытывал на себе влияние противоречивого духа того времени и соответственно экспрессионистских традиций в искусстве. В 16 лет Кеппен посылает свои стихи Курту Вольфу, издателю экспрессионистов. Стихи были проникнуты настроением романтического бунтарства и призывом к светлому, но увы, незримому идеалу. В начале 30-х годов Кеппен работает в Берлине в репертуарных отделах театров, некоторое вре­мя сотрудничает с Эрвином Пискатером. Можно предположить, что его работа в качестве сценариста и позже наложила отпечаток на стиль созданных впоследствии романов. Не только влиянием экспрессионис­тов, но и связью с кинематографом можно объяснить использование монтажа, смены угла зрения и дистанции к изображаемому, синхрон­ной передачи действий.

В довоенных романах "Несчастная любовь" ("Eine ungluckliche Liebe, 1934), "Стена качается" ("Die Mauer schwankt",1935) высту­пают характерные черты его творчества: эмоциональная напряжен­ность, избыточная образность, пристрастность к символике, смутное отчаяние и одиночество героев, чьи надежды и мечты вступают в сильнейшее противорчеие с действительностью, и конечно же гума­нистический смысл произведений.

Многие критики едины в том, что во всех романах Кеппен под­черкивает зыбкость, ненадежность, с которыми связано существова­ние человека: "Голуби в траве" ("Tauben im Gras", 1951), "Тепли­ца" ("Das Treibhaus", 1953). Страстный протест против жестокости, стремление к гуманистическим идеалам являются определяющими для всего творчества писателя. "Каждая написанная мною строка направ­лена против войны, против угнетения, бесчеловечности, убийства. Мои книги - это мои манифесты" - говорит Кеппен. В полной мере эти слова относятся и к роману "Смерть в Риме".

Реферат опубликован: 16/12/2008