Лоренцо Гиберти

Страница: 2/6

Распределение полей было такое же, какое было принято Андреа Пизано по рисункам Джотто для первых дверей. Всего было двадцать сюжетов на темы из Нового завета и еще восемь фигур служили им продолжением. Внизу были помещены четыре евангелиста, по двое на каждой половине, и четыре отца церкви, тоже по двое. Все они различа­ются между собой позами и одеждами: один пишет, другой читает, третий размышляет. И, непохожие друг на друга, все изображены очень живо и техничес­ки превосходно. Наружная декоративная рама, разделенная в свою очередь на малые рамы для сюжетных рельефов, отделенных один от другого бордюрами, вся оплетена гирляндами, составленными из листьев плюща и других узоров. По углам полей—мужская или женская голова в высоком рельефе, изображающая пророка или сивиллу, все очень красивые и разнообразные, свидетельствуют о большом таланте Лоренцо. Над отцами церкви и евангелистами, упомянутыми выше и занимающими четыре нижних поля на каждой двери, начинаются со стороны церкви Санта Мария дель Фьоре сюжетные рельефы. Первый по порядку изображает Благовещение. Лоренцо представил, в позе изящно изогнув­шейся Девы, ужас и внезапное смятение, вызванное появлением ангела. Рядом— Рождество Христово: святая Дева отдыхает на ложе после рождения младенца, Иосиф смотрит на нее, пастухи и ангелы славят песнями Христа. Следующий сюжет, на другой половине в том же ряду, представляет появление волхвов и поклонение их Христу, сопровождаемое дарами. Свита волхвов, следующая за ними, лошади и все остальные переданы с большим искусством. Рядом—собесе­дование младенца Христа с учеными во храме. Здесь столь же замечательно изображены восхищение и внимание, с каким ученые слушают Христа, как и радость Марии и Иосифа, которые его находят. Следующий ряд, над Благо­вещением, начинается с рельефа, изображающего Крещение Христа Иоанном в Иордане: позы обоих прекрасно передают благоговение одного и веру другого. Рядом—Искушение Христа дьяволом, который устрашен словами Иисуса и всей своей фигурой показывает страх, свидетельствуя тем, что он признает в нем Сына Господня. На другой стороне в том же ряду—изгнание из храма торгующих: Христос разбрасывает их товары—серебряную утварь и все остальное; фигуры людей, бегущих и падающих друг на друга, сделанные умно, изящно и красиво. Рядом, продолжая работу, Лоренцо изобразил крушение ладьи апостолов: св. Петр покидает судно, идущее ко дну, и Христос его поддерживает. Этот рельеф изобилует различными телодвижениями у апостолов, спасающих лодку, а вера св. Петра угадывается по тому, как он идет навстречу Христу. Следующий ряд начинается над Крещением. Сначала идет Преображение на горе Фавор. В позах апостолов Лоренцо показал, как поражают взор смертных дела небесные. Христос изображен во всей своей божественности, с высоко поднятой головой, между Илией и Моисеем. Рядом с этим рельефом—воскрешение Лазаря. Лазарь выходит из гроба со стиснутыми саваном руками и ногами и стоит, выпрямив­шись, к великому изумлению окружающих. Тут же Мария Магдалина, которая целует с почтительным благоговением ноги Христовы. На другой половине в этом же ряду—въезд на ослята в Иерусалим. Сыны израильские в различных позах устилают землю одеждами, пальмовыми и оливковыми ветвями, а за Спасителем следуют апостолы. Рядом—Тайная вечеря, прекрасно скомпонованная и испол­ненная. Апостолы представлены за длинным столом, половина—внутри помеще­ния, половина—снаружи. В новом ряду, над Преображением, изображено Моле­ние о чаше, где в трех различных положениях показан сон апостолов. Рядом взятие Христа под стражу и поцелуй Иуды. Здесь много замечательного: и апо­столы, которые спасаются бегством, и евреи, которые хватают Христа движени­ями, исполненными силы. На другой половине—бичевание Христа у колонны. Он слегка извивается от боли под ударами, и вся его поза вызывает сострадание, евреи же бичуют его с такой мстительной яростью, что жесты их наводят ужас. На рельефе рядом—Христа приводят к Пилату, который умывает руки и приговари­вает его к распятию на кресте. Над Молением о чаше в последнем ряду— Крестный путь Христа к месту казни. С ним озверелая толпа солдат, которые дикими жестами заставляют его идти через силу. Тут же в отчаянии рыдают обе Марии, изображенные в таких удивительных позах, что лучше не видел ни­кто из присутствующих. Рядом Христос на кресте, у подножия которого Бого­матерь со св. Иоанном Евангелистом. На другой половине—Воскресение из мертвых. Стража, усыпленная громом, застыла словно мертвая, а Христос поднимается кверху во всей славе своего прекрасного тела, чудесно изображен­ного удивительным талантом Лоренцо. Последний рельеф—Сошествие Св. Ду­ха, где поза и положение тех, на кого он нисходит, сделаны с необыкновенной мягкостью.

Вся вещь была доведена до конца прекрасно. Отдельные части тела обнаженных фигур вылеплены великолепно. Одежды, хотя еще несколько напоминают старую манеру Джотто, во многом уже отмечены новым искусст­вом, в величии одетых фигур есть изящество, по-настоящему пленительное. Сюжет каждого рельефа так хорошо продуман и скомпонован, что они вполне заслужили одобрение. Так, Лоренцо удостоился величайшего почета со стороны сограж­дан. Стоила эта работа, считая и наружные украшения, которые тоже отлиты из бронзы, а также резные фестоны из фруктов и животных, двад­цать две тысячи флоринов, а весили бронзовые двери тридцать четыре тысячи фунтов.

Реферат опубликован: 6/04/2008