Формирование понятия 'культура' на уроке японского языка

Страница: 17/21

Как уже упоминалось, лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку является одним из эффективных средств повышения мотивации на уроках японского языка. Одно из основных достоинств данного подхода заключается в том, что он реализуется в ролевых и проблемных играх. Использование игр на уроках японского языка вызывает интерес учащихся к предмету, способствует закреплению в памяти языкового материала, активизирует их учебную и творческую деятельность.

Мотив к осуществлению речевой деятельности может быть, например, вызван поиском решения поставленной в игре проблемной задачи или создание проблемной речевой ситуации. Роль учителя как раз заключается в умении четко сформулировать задачу, направленную на порождение речевой интенции у учащихся. Следует также помнить, что для выполнения данного задания учащиеся могут использовать только тот запас знаний и языковых средств, то есть навыки и умения, которыми они уже овладели.

Нельзя не считаться с тем фактом, что учащиеся не обладают соответствующим социальным опытом, то есть, как правило, они не знают, например, какие существуют правила в случае посещения японского дома, какие сложившиеся в японском обществе обычаи следует помнить, будучи постояльцем в японской семье. Они недостаточно знают о национальной культуре и не обладают информацией, связанной с лексическим фоном некоторый слов и словосочетаний. Им не знакомы многие ситуативные клеше и формулы вежливости, характерные для речевого этикета японского языка.

Для подтверждения вышеизложенного и раскрытия возможностей лингвострановедческого подходи обратимся к ситуации «Посещение японского дома» ( ), которая может быть отнесена к теме «Дом, семья», либо стать дополнительным информативным источником к теме «Друзья».

Какую же информацию могут получить здесь учащиеся? Какие игры и речевые ситуации можно использовать на уроке и как? Какими должны быть воссоздаваемые учащимися речевые ситуации?

Попытаемся ответить на эти вопросы и привести пример. С этой целью остановимся на описании предлагаемых нами вариантов игр и ситуаций, а так же на намой сжатой, но необходимой для учащихся информации.

Прежде всего учащимся целесообразно сообщить, что по общему утверждению японцы ведут себя по разному: дома и в общества. Поэтому очень трудно узнать истинное «лицо» японца, общаясь с ним в школе, на работе и других общественных местах. Оказавшись однажды в японском доме можно увидеть японуа с абсолютно неожиданной стороны.

Согласно последним исследованиям ( ), 60% японцев, живущих в Токио, желают пригласить иностранцев в свой дом, 25% хотели бы, чтобы иностранец пожил некоторое время в их семье, однако, остается еще много людей, испытывающих беспокойство по поводу незнания иностранного языка, а так же способов коммуникацией с иностранцами. Многие беспокоятся о том, что могут чем-то оскорбить гостя, особенно если гость – приезжий из другой страны. К сожалению, немало японцев до сих пор считают, что иностранцы не могут говорить на их языке. Даже если вы не знаете японский достаточно хорошо, старайтесь общаться с хозяевами на их родном языке, тем самым вы их очень порадуете.

Для более образного восприятия, а так же для сравнения, приводим примерный разговор, между гостем и хозяевам, а так же диалог между двумя близкими друзьями мужчинами.

1. Диалог между гостем и хозяином.

Дополнить знания учащихся об укладе повседневной жизни японцев можно информацией о том, что японцы традиционно вручают подарки хозяевам дома, куда их пригласили. Многие считают нецелесообразным дарить подарки, если в этом нет особой необходимости. Подобный образ мыслей называют в Японии «кёрей хайси», что означает «отказ от ненужных формальностей». Однако, число тех, кто считает необходимым в таких случаях сделать подарок учителю или начальнику, по прежнему велико.

Исходя из вышеупомянутой информации, можно использовать один из вариантов игры под названием «Мой подарок .» ( ), и приводим условия ее организации и проведения.

По правилам игры все участники хотят преподнести подарок для кого-

то из своих родственников, друзей или начальников. С этой целью каждый вытаскивает одну из заранее приготовленных карточек, с изображением какого-либо предмета или животного. После чего каждый из участников объясняет, почему он делает именно этот подарок. Высказывания иногда бывают юмористическими, если в качестве подарка играющего окажется карточка с изображением, например, коровы.

На доске, с помощью учащихся, выписываются, например, следующие слова и выражения:

посещать (чужой) дом

быть приглашенным в качестве гостя

приглашать в свой дом

подарок

начальник и так далее.

Далее в рамках нашей темы мы предлагали некоторые ситуации, которые учащиеся могут воссоздать на уроке. С этой целью учащиеся получают карточки с написанными на них заданиями:

1. Вы приехали на временное место жительства в Японию. Поселившись в японской семье, вы интересуетесь у хозяина как вести себя за столом (учащиеся могут воспользоваться вспомогательным материалом в виде фотографий, иллюстрирующих правила поведения за столом в японской семье).

Реферат опубликован: 12/12/2009