Виды системных шин.
Системная шина представляет из себя совокупность сигнальных линий, объединённых по их назначению (данные, адреса, управление).
Основной функцией системной шины является передача информации между базовым микропроцессором и остальными электронными компонентами компьютера. По этой шине так же осуществляется не только передача информации, но и адресация устройств, а также обмен специальными служебными сигналами.
Все современные компьютеры располагают комбинированными системными шинами, например, ISA (Industry Standart Architecture - стандартная промышленная архитектура) и PCI или EISA (Extanded Industry Standart Architecture) и PCI (Peripheral Component Interconnect). Одна из шин называется первичной системной (EISA, ISA), а другая (PCI) вторичной системной.
Системную шину условно можно разделить на шину данных, адресную и шину управления. Если важнейшей характеристикой двух первых шин является разрядность, то применительно к третьей говорят о количестве линий аппаратных прерываний IRQи линий требования внешними устройствами прямого доступа к памяти DMA.
Передачей информации по системной шине управляет одно из подключённых устройств или специально выделенный для этого узел, называемый арбитром шины.
В компьютерах используют системные шины, соответствующие модификациям ISA с частотой 8,33 Мгц и EISA с частотой 33 МГц, а так же шина PCI с частотой 66 Мгц.
Архитектура системной шины той или иной модели системной платы зависит от производителя и определяется типом платформы ПК (типом центрального процессора), применяемым набором микросхем chipset и количеством и разрядностью периферийных устройств, подключаемых к данной системной плате. Так системные шины платформы Pentium, т.е. PCI обеспечивают обмен центрального процессора с оперативной памятью 64-разрядами данных, при этом адресация данных осуществляется 32-разрядным адресом. С периферийными устройствами шина ISA поддерживает обмен 16-разрядным кодом данных и 16-разрядным адресным кодом данных, шина EISA - 32-разрядным кодом данных и 32-разрядным адресным кодом.
Пропускная способность шины.
Часто используется в качестве критерия сравнения возможностей шин различной архитектуры максимальная пропускная способность шины. Её можно рассчитать, умножив её рабочую частоту на количество байт, передающихся в одном такте (ширину полосы пропускания). Таким образом теоретически скорость обмена по шине ISA может достигать 16 Мбайт/с , по шине EISA - 33 Мбайт/с , а по шине PCI - 533 Мбайт/с .
Например, системная шина процессора Pentium имеет частоту 66,67 Мгц и ширину полосы пропускания 8 байт. Поэтому максимальная пропускная способность шины Pentium, т.е. PCI составляет 66,67х8 или 533 Мбайт/с . Если процессор имеет тактовую частоту выше частоты системной шины и/или способен исполнять несколько инструкций в одном такте, он может полностью использовать пропускную способность шины. Это приводит к задержкам, существенно снижающим производительность операций. Увеличение пропускной способности требует увеличения либо тактовой частоты, либо ширины полосы пропускания шины.
Список использованной литературы.
1). Журналы Hard’n’Soft за 97 и 98 годы.
2). Степаненко О.С. “Досье пользователя: компьютер изнутри”,
Логос, 1998.
Реферат опубликован: 24/12/2007