В 18 веке в недрах дворянской России появляются еще робкие ростки капитализма. Развитие капиталистических отношений обусловило появление новых типов зданий. Строятся банки, торговые ряды, присутственные места, высшие учебные заведения, воспитательные дома, госпитали, больницы, появляются новые типы производственных, жилых, усадебных, дворцовых и культовых зданий. Складывается новый тип города. Происходит смена стиля в архитектуре. Это время зарождения, становления и расцвета русского классицизма.
Во второй половине 18 века оживились градостроительные работы в Москве. В XVIII веке продолжался рост Москвы, численность ее жителей по разным источникам составляла в середине века 200-230 тысяч человек.
В 1775 году был утвержден проект планировки Москвы, разработанный Московским отделением Комиссии строения. План намечал общую перспективу развития центра Москвы. Получала новое осмысление кольцевая планировочная структура города. На центральных площадях и разрывах бульваров, в местах их пересечения с радиальными улицами, предполагалось строительство крупных представительных зданий. Проект определил границы города по Камер-Коллежскому валу. С 1775 года стал действовать Каменный приказ, специальный орган управления, осуществлявший реализацию этого плана Москвы и развивавший каменное строительство. В Китай-городе и Зарядье было запрещено строить деревянные дома.
Одно из следствий осуществления этого плана - утрата всех крепостных сооружений Белого города - стен, башен, ворот. На их месте решено было устроить бульвары
В XVIII веке на главных улицах Белого города стояли большей частью каменные дома в два-три этажа, в некоторых местах - настоящие дворцы вельмож, построенные первоклассными архитекторами.
Однако в XVIII веке слободы и села, находившиеся в границах Москвы, еще далеко не полностью влились в сеть городских кварталов, а представляли собой отдельные улицы с переулками, окруженные рощами, полями, пашнями и огородами.
Москва в это время была «дворянской столицей. Основной вид строительства Москвы этого времени - жилая застройка, в которой уже тогда видное место занимали крупные городские дворянские усадьбы с главным домом, отнесенным в глубину парадного двора. Основная же масса построек приходилась на средние слои населения, среди которых были чиновники, мелкие купцы, торговцы, владельцы различных мастерских. Они строили дома главным фасадом по линии улицы, отчасти из-за усилившегося контроля со стороны Комиссий, отчасти из-за уплотнения застройки.
В 60-70 гг. XVIII века строительство немногих богатых, крупных домов велось по индивидуальным проектам, а массовое строительство - по «образцовым», или, как теперь говорят, «типовым» проектам, разрабатывавшимся в Петербурге и применявшимися в городах всей страны.
Сооружения 18 века в Москве легко определить по так называемому классическому стилю, вернее, подражанию античности, в духе ренессанса. Это здания с колоннами на фасаде, барельефами с изображениями античных фигур, статуи античного характера, портики. Предшествовал Екатерининскому ренессансу стиль московского барокко - украшательский, прихотливый, причудливый. В Европе барокко пришло на смену классическому ренессансу, в России - наоборот.
Со столицей тесно связаны были подмосковные поместья дворянства, из которых многие блистали роскошью своих построек и великолепием парков. Это Останкино, Кусково, Архангельское, Кузьминки, Братцево, Знаменское и др.
Реферат опубликован: 10/06/2007