Вольфганг Амадей Моцарт

Страница: 2/12

Случалось, что детям приходилось выступать по 2-3 раза в день. Это был тяжелый, изнурительный труд, непосильный для хрупкого организма. Тяжелая скарлатина положила конец венским триумфам. По возвращении домой Леопольд Моцарт позаботился о том, чтобы занятия детей шли строго и планомерно. И не только музыкой, но и обычными школьными предметами. Вольфгангу семь лет. У мальчика живой, пытливый ум. Музыкой он занимается уже всерьез. Своим чередом идут чередом идет занятия чтением, правописанием, французским языком. Самый любимый предмет - арифметика. Считать Вольфганг учится охотно и скоро усваивает все четыре арифметических правила. Каждый день он исписывает примерами и задачками обе стороны грифельной доски. И, если места на доске не хватает, мальчик продолжает выводить большие кривые цифры прямо на столе и даже на полу.

С 1762 года (Моцарту было 6 лет) начались концертные выступления Вольфганга и Наннерль в разных городах и странах Европы. Совсем юные музыканты дали несколько концертов в Мюнхене. Через несколько месяцев отец, выхлопотав себе отпуск у зальцбургского архиепископа, повез семью в Вену, которая была в том время крупнейшим музыкальным центром. При императорском дворе, а также во дворцах венских вельмож, существовали оркестровые и хоровые капеллы, для руководства которыми приглашались выдающиеся музыканты. Лучшие виртуозы принимали участие в этих концертах. Поразительное искусство Вольфганга должно было произвести большое впечатление в Вене, на что возлагал надежды отец Моцарта. А успех в такое музыкально столице, как Вена, сулил молодому артисту европейскую известность и славу.

И действительно, концерты, данные детьми Леопольда Моцарта произвели настоящий фурор. Музыкальная семья Моцартов была приглашена ко двору в Шнебрун - летнюю резиденцию австрийского императора. Там каждые день Вольфганг и Наннерль играли то порознь то вместе в четыре руки. Феноменальное искусство Вольфганга вызвало бурю восторгов. Несмотря на все триумфы и восторги публики, для детей такая жизнь была чрезвычайно тяжела. Они без отдыха разъезжали по разным городам и странам, играли и импровизировали по многу часов подряд (концерты в то время длились 4-5 часов). Все это было крайне изнурительно для хрупкого организма ребенка. Вскоре отпуск отца закончился, и семья вернулась в Зальцбург.

Летом этого же года, снова, испросив отпуск у архиепископа, Леопольд Моцарт с детьми предпринял более длительную концертную поездку, конечной целью которой был Париж. Маленький ростом, одетый в лиловый атласный камзол с миниатюрной шпагой на боку и треуголкой под мышкой, в парике с косичкой, маленький Моцарт смело подходил к клавесину и с милой непринужденностью отвешивал направо и налево поклоны. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал листа незнакомые произведения с такой легкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком.

Сам Моцарт много сочинял в Париже. В начале 1764 года вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны семилетним мальчиком.

Ободренный успехами пятимесячного пребывания в Париже Леопольд Моцарт в апреле 1764 года повез детей в Лондон. В Англии после смерти Перселя уже не было свои национальных композиторов мирового значения, и несмотря на это, в XXVII веке Лондон был городом высокого развития музыкальной культуры.

В Лондоне Вольфганг познакомился с замечательным композитором Иоганном Христианом Бахом, сыном великого Иоганна Себастьяна. Мастерская игра Баха на клавесине произвела на мальчика большое впечатление. Понравились ему и клавирные сонаты И. X. Баха, такие светлые и жизнерадостные, с певучими, ласковыми мелодиями, похожими на арии итальянских опер. В свою очередь "лондонскому Баху", как называли Христиана, его маленький соотечественник также маленький соотечественник также пришелся по душе. Несмотря на разницу лет, оба вскоре стали большими друзьями. Нередко они импровизировали на одну и ту же музыкальную тему одновременно на двух клавесинах, немало удивляя всех, кому приходилось их слышать.

Каждый год приносил новые доказательства необычайного композиторского дарования юного Моцарта. В Париже впервые были напечатаны композиции семилетнего Вольфганга: четыре сонаты для клавира с сопровождением скрипки.

Реферат опубликован: 26/05/2007