Северный экономический район РФ

Страница: 8/10

Важным условием развития производительных сил Север- ного экономического района является новое железнодорожное строительство. Здесь построены лесовозные линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Кослан - Ертом. В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в экс- плуатацию новые железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня - Усинск. Электрифицированы наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда - Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров - Ярославль - Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и спе- циализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы на восток и обратно.

Глава 5. СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА.

Северная дорога обслуживает значительную часть Севе- ро-Западного района и соединяет его с Центральным, обеспечи- вая еще одну связь с Европейским Севером. Эксплуатационная длина дороги 5727 тыс.км, или 4,3% эксплуатационной длины сети. В район тяготения дороги входит восточная часть Севе- ро-Западного района, значительная часть Центрального и не- большая часть Волго-Вятского. Дорога на 65% длины проходит по территории Северо-Западного и 35% Центрального районов. В общей сети дорог Северо-Западного района Северная дорога за- нимает около 30%. Основная часть сети района приходится на Октябрьскую дорогу. Дорога обслуживает Архангельскую, Воло- годскую, Костромскую, Ивановскую, Ярославскую области, рес- публику Коми и частично Владимирскую и Кировскую.

Северная дорога граничит на востоке и юге с Горь- ковской, на юге - с Московской, на Западе - с Октябрьской дорогами. Северной границей района тяготения служат Белое и Баренцево моря. Дорога состоит из основного меридионального хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на Карпо- горы; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Ворку- та, идущей с юго-запада на северо-восток с ответвлением Чум-Лабытнанги, Сосногорк - Троицко-Печорск, Сыктывкар - Ми- кунь - Ертом; двух широтных линий: Обозерская - Маленга да- лее Баломорск, связывающий Северную и Октябрьскую дороги, и (Санкт-Петербург) - Череповец - Вологда- Свеча - (Киров - Свердловск), связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и ряда менее значительных линий внутрирайонного значения: (Бо- логое) - Сонково - Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково), (Новки) - Иваново - Нерехта - Ярославль - Рыбинск - (Сонко- во), Нерехта - Кострома - Галич, Буй - Данилов. Эти линии делают сеть более рациональной повышают ее маневренность.

Северная дорога взаимодействует со всеми видами транспорта. В виду малой разветвленности железных дорог большое значение имеют судоходные реки: почти широтно проте- кающая Сухона, которая после слияния с рекой Юг образует Се- верную Двину, текущую с юго-востока на северо-запад; Вычегда - приток Северной Двины, также протекающая почти широтно; Онега, Мезень и на востоке района огромная Печора. На юге-западе проходит Волго-Балтийиский путь и Северо-Двинская система. Рыбинское море связывает юго-западную часть района тяготения дороги с каналом имени Москвы.

Работа Северной дороги взаимодействует с тремя реч- ными пароходствами; Волжским, включающим Волгу от Рыбинска до Астрахани (по станциям Ярославль, Рыбинск, Кинешма, Кост- рома); Северным, включающим Северную Двину, Вычегду, реку Юг (по станции Шекна) , и Печорским, включающим Печору и ее су- доходные притоки Усу и Ижму (по станциям Кожва, Абезь на Усе и Сосногорск на Ижме).

На севере района железнодорожные и речные пути сое- диняются с морскими и сочетают свою работу с Северным морс- ким пароходством.Морские порты района тяготения - Архан- гельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар, расположенными в устьях больших рек, имеют важное значение для арктического каботаж- ного судоходства.

Важный узел автомобильных дорог Вологда. От него ав- томобильные дороги отходят на Архангельск, Белоозерск - Каргополь и Санкт-Петербург. На Востоке большая роль при- надлежит меридиональной автомобильной дороги, идущей от Котласа на Шарью и дале в южном направлении на Горький. Автомобильные дороги Вологда - Вельск и Котлас - Шарья соединяются дорогой Чикшино - Потьма - Никольск. Все эти дороги республиканского значения. Важным звеном транспортной системы района является трубопроводный транспорт По району проходят нефтепровод Ухта - Ярославль и газопроводы Западная Сибирь - республика Коми - Санкт-Петер- бург - Хельсинки, Выктуль - Ухта - Рыбинск - Торжок - Санкт-Петербург.

Реферат опубликован: 19/11/2008