Спорные территории

Страница: 3/5

договор. Сигэмицу решил принять это предложение. Однако когда новости о возможном соглашении просочились наружу, токийские антикоммунистические

консерваторы вновь приступили к решительным действиям.

Сигэмицу был отозван и на пути домой был "перехвачен" все тем же Джоном Фостером Даллесом, который всего за пять лет до того заставил японцев отказаться от Курильских островов, включая большую часть того, что ныне зовется Северными территориями. Даллес предупредил, что, если Япония перестанет претендовать на все Северные территории, США не

станет возвращать японцам Окинаву. Токио тут же разорвал переговоры с Москвой.

Ученые немало спорили о том, как же это Даллес умудрился сделать такой поворот на 180 градусов. Одна из теорий утверждает, что в 1951 году США знали, что если они не станут соблюдать ялтинские соглашения по Курилам, Москва может перестать соблюдать ялтинские

соглашения по Австрии - проблема эта практически исчезла к 1956. Еще одна интересная теория, выдвинутая профессором Кимитадой Мива из Университета Софии в Токио утверждает, что американская позиция 1951 года была результатом сделки с Советами, закрепившей решением Совета безопасности ООН Микронезию за США тремя годами ранее.

И, наконец, есть такая теория, что коварный Даллес все обдумал и спланировал заранее. Его намерением с самого начала было заставить Японию отказаться от Курил в 1951 году и, зная, что японцы станут позднее пытаться вернуть острова, включить в мирный договор статью,

позволяющую США обратить в свою пользу любую уступку, которые японцы могли бы в будущем сделать русским. Короче говоря, если Япония позволяет Советам удержать хоть часть Курил, США удерживают Окинаву.

Сегодняшняя японская позиция полностью игнорирует все описанные выше тонкости. Она попросту утверждает, что Северные территории есть исконные японские земли ("кою но рёдо") и как таковые должны быть возвращены. В том же, что касается Сан-Францисского договора, Токио выдвигает два крайне спорных аргумента. Первый заключается в том, так как в договоре не сказано, кто именно должен получить те самые Курилы, от которых Япония отказалась, то на них может претендовать кто угодно, в том числе и сама Япония. Другой аргумент - что Северные территории не относятся к тем Курилам, от которых Япония отказалась, да и не могут относиться, будучи опять же "исконными японскими землями". С последним аргументом, однако, не все в порядке. Если бы Япония в самом деле не отказывалась от Северных территорий в 1951, то почему бы это Йосида заявлял всему миру в 1951, что он-де огорчен потерею Северных территорий? По возвращении из Сан-Франциско он предстал перед парламентом и получил запрос, включает ли термин "Курильские острова", использованный в Сан-Францисском договоре, Итуруп и Кунашир. Управление по договорам министерства иностранных дел, отвечая официально на этот запрос по поручению премьер-министра, ответило парламенту 19 октября 1951: "к сожалению, да, включает".

В течение последующих лет официальные представители МИД'а комментировали этот ключевой момент так: что ответ парламенту 19 октября был: а) неправильно понят, б) устарел, и, наконец, в) был "кокунай муки", то есть "для внутреннего употребления", - иначе

говоря, иностранцам вроде меня не следует совать свой нос в такие дела.

Официальные представители МИД'а также любят указывать энергичную поддержку со стороны США, которые, начиная с 1956 года официально утверждают, что Итуруп и Кунашир определенно не относятся к территориям, от которых Япония отказалась в Сан-Франциско. Ясно, что США, говорящие прямо противоположное тому, что они же говорили в 1951, попросту применяют маленькую уловку в стиле холодной войны, чтобы держать Токио и Москву на ножах, - но такое предположение вежливо игнорируется.

Реферат опубликован: 13/05/2007