Экология

Страница: 2/5

Загрязняют воздух ежегодные массовые сжигания стер­ни. От огня и дыма гибнут звери, птицы, выгорает верхний плодородный слой почвы. Кубанские ученые утверждают, что этот агроприем (сжигание стерни) не приводит к улуч­шению фитосанитарного состояния полей. Если солому не сжигать, а запахивать, используя как органическое удобре­ние, можно повысить плодородие почвы и добиться прибав­ки следующего урожая на 15—20%.

Природная среда загрязняется и пестицидами. Интен­сивное земледелие нарушило экологическое равновесие в природе. Были уничтожены полезные виды флоры и фауны. Почти исчезла из наших полей и садов божья коровка, а ведь именно она уничтожает личинки колорадского жука. Под угрозой исчезновения находятся многие сообщества и виды. В Красную книгу края занесено 157 видов растений и 100 животных.

С уменьшением применения ядохимикатов численность зверей и птиц стала постепенно расти. Увеличилось количе­ство зайца-русака, лисы красной, енота.

Вода — основа жизни. Запасы её на первый взгляд, не­малые. На территории края более 13 тысяч рек, родников и других водных объектов. Средний годовой сток главной водной артерии — реки Кубани — у го­рода Краснодара (с учетом отбора воды Ставропольским краем) составляет 13 кубокилометров. И всё же в последнее время чаще и чаще сталкиваемся с проблемой нехватки пресной воды, к тому же снижается её качество.

Наряду с Кубанью, значительную роль играют малые реки степной зоны. Их общая протяженность составляет почти 14 тысяч километров. Они об­водняют более 50% территории. Здесь имеется 80 тысяч гектаров орошаемых земель.

Характеризуя их современное со­стояние, сложившуюся экологиче­скую обстановку, можно без преуве­личения сказать, что эти реки по су­ществу стали позорным памятником нашего неразумного отношения к при­роде. Некогда полноводные и даже местами судоходные, они преврати­лись в цепочки стоячих водоемов. На малых реках возведе­но около 1500 плотин, запруд и всевозможных гатей, многие из которых построены без проектов. Распашка земли до са­мого уреза воды, уничтожение кустарниковой растительнос­ти и леса, строительство различных объектов по берегам при­вели к их заилению и загрязнению. Эти водоемы практиче­ски стали мощными испарителями влаги, что ведет к быст­рой минерализации воды и непригодности её на орошение. Средняя глубина водоемов не превышает полутора метров.

А сколько загрязнений попадает в наши реки! Стоки с ферм, ядохимикаты с полей. По берегам рек выбрасывается мусор, а из каждого жилого массива, расположенного у реки, сбрасываются и канализационные стоки из домов. Многие владельцы автомашин, не имея моечных площадок, моют автомобили в случайных местах, загрязняя почву.

Пусть каждый житель района посадит хотя бы одно де­рево и помнит, что выбрасывание мусора, сжигание его не только эстетически ухудшает обстановку, но и влияет на здоровье — его собственное, детей, окружающих.

Браконьерство на реках и морях, разорение детьми пти­чьих гнезд, муравейников, неумеренный сбор цветов в лесах и на полях, жестокое отношение взрослых и детей к домашним животным, беспричинное ломание веток, все эти нера­зумные действия людей привели к обеднению природных богатств, нарушению законов экологии.

Среди отдельных видов транспорта, вероятно, наибольший вклад в загрязнение ОС вносит автомобильный. И хотя его действие как загрязнителя локализовано на улицах городов и крупных сельских поселений, а также "канализировано" 250-300-метровой полосой вдоль наиболее грузо-пассажиронапряженных магистралей в сельской местности, природе и человеч­ку его загрязнители наносят существенный вред. Для многих городов края автомобиль - основной источник загрязнения ОС.

В 1989 г., например, в г. Сочи на долю автотранспорта прихо­дилось 90,4 % суммарного валового выброса загрязнителей, в Анапе - 89,8'%, в Лабинске - 86,0 %, Белореченске - 66,5 %, ' в Краснодаре - 65,4 % и т.д. Главные причины: недостаток, а порой полное отсутствие экологически чистых видов топлива, высокая токсичность продуктов сгорания в связи с особым ка­чеством автомобильных бензинов я низкой экологичностью двигателей, неудовлетворительное состояние дорог и низкая культура обслуживания автомобиля, сверхнормативные сроки эксплуатации автомобилей. Железнодорожный транспорт на первый взгляд оказывает сравнительно небольшое негативное воздействие на ОС. На самом же деле такое воздействие весьма ощутимо. Прокладка полотна дороги сопровождается выемкой грунтов по обе сторо­ны дороги. Ширина нарушенной полосы с учетом полос отчуж­дения по обе стороны дороги достигает в среднем 120 м, или 12 га на 1 км длины железной дороги. В целом по краю это состав­ляет 26-28 тыс. га. На разъездах, полустанках, станциях пло­щадь полосы отчуждения во много раз увеличивается (что добавляет еще 18-20 тыс.га) под склады, прокладку дополни­тельных путей, строительство вагонных и локомотивных депо, заправочных установок для мойки подвижного состава и т.д.

Реферат опубликован: 29/07/2007