Государственный внутренний долг

Страница: 2/9

5. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг ( со сроком обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через 2-3 года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.

6. Понятие внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются этот процесс ускоряется при исполнении такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается приток средств нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ, с другой – происходит смещение понятий – «внутренний валютный долг», существующий в форме «вэбовок». С допуском нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности по оценкам ЦБ, сальдо по счету текущих операций изменилось в 1996г. на 7 млрд.$ по сравнению с предыдущем годом. Сегодня ЦБ вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Присоединение РФ к ст.8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущем операциям ускорит процесс «срастания» двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди резидентов и нерезидентов совершенно иной характер приобретает задача мониврирования рублевыми и валютными пассивами.

2. Внутренние заимствования – как один из основных

источников финансирования дефицита бюджета.

2.1 Бюджетный дефицит и государственный долг

Особенности построения российского бюджета и финансовой статистики, прямо связанные с учетом государственного долга, лучше видны при сравнении российской и американской системы заимствования. Согласно американской практике, дефицит бюджета – это сумма, на которою его расходы превышают доходы. Государственный долг представляет собой кумулятивную сумму кредитов, привлеченных для финансирования дефицита, за минусом их погашенной части. Причем американский бюджет изначально не сбалансирован, так как дефицит и источники его финансирования вынесены за бюджетные рамки.

В системе государственных финансов США кредиты не рассматриваются, в качестве поступлений, а погашение задолжности – в качестве расходов.

Данное правило применяется в отношении как займов в виде выпуска ценных бумаг казначейства США, так и специальных займов в виде ценных бумаг федеральных агентов. К средствам финансирования федерального бюджета относится также доход от чеканки монет (эмиссионный доход), прибыль от продажи золота, поступления от приватизации.

Отличительной чертой российского бюджета является его сбалансированность, так как наряду с доходными статьями он включает дефицит - балансирующую статью. Кроме того, прибыль от продажи золота и поступлений от приватизации рассматриваются как доходные статьи бюджета. В то же время в расходной части бюджета выделяется специальная статья « Расходы по обслуживанию и погашению государственного долга».

Данные по финансированию дефицита федерального бюджета за последние 2 года представлены в таб. 1

Таблица 1

Исполнение федерального бюджета по данным ГУ федерального

казначейства. (трлн.руб.)

Показатели

Исполнение

Исполнение

Проект

1.01.95

1995г.

1.01.96

1996г.

1.01.97

1997г.

1.01.98

Расходы

275.2

353.6

529.8

Расходы по погашению и обслуживанию гос. Долга

12.4

24.1

36.9

Дефицит

43.1

71.8

95.4

Внутренние источники финансирования

19.6

37.9

49.5

Гос. Внутр. долг

88.4

196.7

372.6

687.8

Реферат опубликован: 20/01/2008