Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды

Страница: 5/6

плялись в генетическом материале и передовались по наследству. Однако психи

ческое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе вос-

питания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Ес-

ли человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его

как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда де-

ти раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусстве

нной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишьв окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспита-

ния. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с

молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению

первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого

года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, cочувствие к другим людям. Во вто-

ром полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.

Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляет-

- 9 -

ся не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происхо-

дит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более ста-

рших детей. В связи с этим важная роль пренадлежит окружающим условиям.

Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, стано-

вится как правило, семейная микросреда - родители, бабушка, дедушка, братья,

сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь когда

ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о де-

тях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в

этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей мо

жет привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблаго-

приятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопа-

тических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семе-

йная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению

к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преймущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли

в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официаль-

ность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролирова-

нием, назидательностью и марализаторством, допускают оскарбления и униже-

ния, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети выраста-

ют неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только

в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.

Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преймуществ - у них больше возможности для развития своей активнос-

ти, они чаще проявляют творческий подход , оригинальность, дружеские чувства,

обнаруживают больше эммоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их

сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.

Именно такая семейная микросреда в наибольшей степени способна вызвать у ребенка “ чувство полной защищенности” ( А. С. Макаренко ), что так важно для его психического здоровья.

Реферат опубликован: 2/02/2007