Анализ особенностей детерминизации общественных отношений и личности

Страница: 2/9

Между тем, недостаточность подобных упрощённых представлений о детерминации в ходе научного познания обнаружилась довольно рано. Первые шаги в изучении непричинных видов детерминации были сдела­ны уже античными стоиками, допускавшими, что вещи, входящие в па­раллельные причинные ряды, могут быть связаны не причинной зависи­мостью, а отношениями "всеобщей симпатии". Уже в XIX веке одну из первых попыток углубить понимание механизма возникновения нового сделал философ-позитивист Д.С.Милль /1806-1873/[13], который значи­тельно расширил понятие "причины". По его мнению, она "есть пол­ная сумма положительных и отрицательных условий явления, взятых вместе, вся совокупность всякого рода случайностей, наличность ко­торых неизбежно влечёт за собой следствие". В противовес механис­тическому материализму, абсолютизирующему роль одного фактора - ("причины") в процессе детерминации, Милль высказал мысль о много­факторном характере детерминации, понимая под "факторами" все мно­гообразные условия возникновения и существования вещи. Причине же, преимущественно, отводилась роль системы, объединяющей все детерминирующие факторы в единое - обуславливающее изменения - начало. Такая "подмена причинности совокупностью условий . приводит не к углублению познания сущности явлений, а к уравниванию связей"[14]. Определённой попыткой преодолеть односторонность единственно-при­чинных концепций общественного развития является популярная сейчас на Западе концепция "исторического детерминизма"[15]. Её сторонники считают, что на развитие общества воздействуют её обязательно равноправные по своему значению факторы, к каковым относятся: эконо­мические силы, географическая среда, расы, религия, культура, философия и т.д. Однако, каждый из перечисленных факторов на том или ином отрезке времени и в той или иной ситуации может стать "глав­ной причиной", объясняющей эволюцию социальной системы. Факторы, выступающие в качестве главных причин изменения социальных систем, по мнению Ж.Эллюля, это места, где "сталкиваются и соединяются са­мые разные силы".

Мысль о том, что возникновение нового является результатом совокупного действия многих факторов, по существу, следует рассмат­ривать как отправной пункт в познании системного характера детер­минации. Системность её, при первом приближении, раскрывается как многофакторность, поэтому их соотношение можно отразить с помощью категорий "сущность" и "явление". Анализ социальной формы движе­ния даёт нам достаточно примеров того, что любое общественное яв­ление в своём возникновении и существовании обусловлено множеством факторов, как материального, так и идеального порядков. При этом ведущее место по многообразию детерминантов, несомненно, занимает духовная сфера, которая "вырастает, буквально, из всех сторон об­щественной жизни". Действительно, предпосылки духовной сферы име­ются всюду: в материальном производстве, в надстройке общества, в механизмах взаимодействия общественных явлений и т.д., что обуслов­ливает чрезвычайное богатство и разнообразие её состава.

Присущее системное подходу рассмотрение любого предмета в ка­честве системы, а его окружения в качестве среды, является основа­нием подразделения детерминирующих факторов данного предмета на внутренние и внешние, в совокупности образующие сложную систему, которую можно охарактеризовать как "полный круг" детерминации этой вещи. Утверждение о том, что внутренние и внешние детерминанты об­разуют именно систему, а не какое-либо неорганизованное множество, доказывается, во-первых, тем, что действие внешних детерминантов на систему всегда преломляется через её "внутреннюю активность", а действие внутренних факторов всегда корректируется факторами внеш­ними, и, во-вторых, тем обстоятельством, что с выпадением хотя бы одного из главных факторов действие или не происходит вообще, или существенно видоизменяет свой характер.

С точки зрения системного подхода общество представляет собой необычайно сложную целостную и саморазвивающуюся систему общест­венных отношений. Основные формы человеческой деятельности: мате­риальная, социальная, политическая и духовная - представляют собой наиболее крупные "блоки подсистемы общества", в свою очередь, со­стоящие из элементов вещного, процессуального, духовного и человеческого порядков[16]. К примеру, анализ политической сферы общества позволяет выделить в её составе такие элементы (или "подсистемы"), как институциональная (организации, учреждения), функциональная (функции, политический процесс в системе, политический режим), иде­ологическая (взгляды), регулятивная (нормы) и коммуникативная (объ­единяющие связи). Отмеченные элементы образуют структуру всех сфер общественной жизни, но, разумеется, субординация их не является одинаковой, что определяет специфику каждой отдельной сферы. Каж­дая из сфер, как подсистема общества, располагает своим "набором" главных компонентов, отношения между которыми являются системообразующими, второстепенные же элементы выступают в качестве условий функционирования данной целостности. Так, функционирование экономи­ческой сферы, в структуре которой ключевое положение занимают вещ­ные элементы (орудия и средства труда) и экономические процессы, невозможно без элементов духовного порядка, таких как: духовно-иде­альные основания практической деятельности (цели, мотивы, программы и т.п.), передовые достижения науки и т.д. Функционирование же ду­ховной сферы в значительной степени зависит от вещных элементов, важнейшими из которых являются материализованные продукты духовно­го труда: музеи, книги, театры и т.д.

Реферат опубликован: 19/04/2009